Золотые правила воспитания

НИКОГДА НЕ ЗАНИМАЙСЯ ВОСПИТАНИЕМ В ПЛОХОМ НАСТРОЕНИИ
Основой основ эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная обстановка.
Воспитание детей — одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению. Чтобы убедиться в принципиальной важности этого простого совета, достаточно ответить на несколько вопросов.

— Где вам уютнее — в компании друзей, расположенных к вам, радующихся общению, или на сборище угрюмых субъектов, где каждый занят своим делом?

— Нравится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разговора?

Любой человек моментально даст на эти вопросы однозначные ответы в повседневном общении с детьми.
Разве нет у нас квартир, в которых обстановка напоминает «заговор молчунов», организация быта отдает безалаберностью, а основные детали выяснения отношений звучат так громко, что хорошо слышны соседям. Для тех, кто не относит свою семью к подобным, это правило отменяется за ненадобностью.

ЯСНО ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО ВЫ ХОТИТЕ ОТ РЕБЕНКА, И ОБЪЯСНИТЕ ЭТО ЕМУ, А ТАКЖЕ УЗНАЙТЕ, ЧТО ОН ДУМАЕТ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ
Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же, что и вы. Поэтому лучше всего договоритесь о каких-то принципиальных пунктах.

ПРЕДОСТАВЬТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. ВОСПИТЫВАЙТЕ, НО НЕ КОНТРОЛИРУЙТЕ КАЖДЫЙ ШАГ. НЕ ПОДМЕНЯЙТЕ ВОСПИТАНИЕ ОПЕКОЙ
Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети — тоже. Однако дети — люди неопытные. И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это они могут лишь с помощью взрослых.
Помощь должна быть тактичной, своевременной и умеренной, именно помощью, а не выполнением того или иного дела «вместо», «за» ребенка.

ЛУЧШЕ ВСЕГО НЕ ПОДСКАЗЫВАЙТЕ ГОТОВОГО РЕШЕНИЯ, А ПОКАЗЫВАЙТЕ ПУТИ К НЕМУ И ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ РАЗБИРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ ЕГО ПРАВИЛЬНЫЕ И ЛОЖНЫЕ ПУТИ К ЦЕЛИ
При этом очень важны эмоциональное стимулирование, немедленная реакция на каждое достижение ребенка.

НЕ ПРОПУСТИТЕ МОМЕНТ, КОГДА ДОСТИГНУТ ПЕРВЫЙ УСПЕХ
Никогда не ждите особого случая — хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его. Ребенок чувствует, что его достижения не остались незамеченными. Причем хвалите не вообще, а конкретно. Не «ты молодец», а «ты молодец, потому что…» и обязательно дайте почувствовать свое настроение — в данном случае свою радость по поводу его успеха.

СВОЕВРЕМЕННО СДЕЛАТЬ ЗАМЕЧАНИЕ, ОЦЕНИТЬ ПОСТУПОК СРАЗУ И СДЕЛАТЬ ПАУЗУ — ДАТЬ ОСОЗНАТЬ УСЛЫШАННОЕ
Любое замечание надо делать сразу после ошибки.

ГЛАВНОЕ — ОЦЕНИТЬ ПОСТУПОК, А НЕ ЛИЧНОСТЬ
К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная родительская ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно.
Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т. д. Из строгого, даже жесткого, но спокойного и справедливого анализа поступка рождается вера в свои силы, в справедливость родителя, в его последовательность.
Для того чтобы указать ребенку на его ошибки, не нужно вспоминать всю свою жизнь и все истории, которые вам представляются подходящими к моменту. Чем короче замечание, тем лучше.

ПРИКОСНИТЕСЬ К РЕБЕНКУ И ТЕМ САМЫМ ДАЙТЕ ПОЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО СОЧУВСТВУЕТЕ ЕГО ОШИБКЕ, ВЕРИТЕ В НЕГО, НЕСМОТРЯ НА ОПЛОШНОСТЬ
Дайте понять (но не обязательно говорите), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступка — не одно и то же. Ведите себя именно так.
Нет никакого терпения матери и отца. Не поддавайтесь ложной мысли о том, что дети делятся на хороших и плохих. Каждый ребенок может достигнуть многого, но для этого он должен видеть конечную цель. Как футбол без голов и ворот превращается в бессмысленную беготню с мячом, так жизнь без цели — не больше чем цепь хаотических порывов.
Если вы хотите быть действительным помощником в жизни своих детей, то не ждите, пока они сделают ошибку, включайтесь в построение системы перспективных целей: от дальней — к средней и от нее — к сиюминутной.

ВОСПИТАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЭТАПНЫМ
Если вы приведете высокого, прыгучего, честолюбивого молодого человека в сектор для прыжков в высоту, укажете ему на планке отметку мирового рекорда и скажете «Прыгай», то ничего путного не добьетесь. Планку надо поднимать постепенно. Задача воспитателя — своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.
И помните: воспитатель должен быть строгим, но добрым.

А. Ильина.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *