Аварийно-спасательные радиостанции завода

Согласно международной конвенции 1948 года по охране человеческой жизни на море, на судах предусматривалось обязательное наличие спасательной аварийной шлюпочной радиостанции. Приказом руководящего министерства на основании Постановления Совета Министров СССР Сарапульскому радиозаводу было поручено осуществить проектирование и изготовление такой станции
Так 65 лет назад, в 1954 году, на предприятии родилось совсем новое направление в производстве.

— Работа над «первенцем» — аварийно-спасательной радиостанцией «Шлюп» — была поручена группе инженеров конструкторского бюро завода. В нее вошли инженеры А. М. Сапожников, С. В. Огородников, В. Г. Милославский, Р. А. Липкин и Б. И. Лошкарев. В случае аварии силами команды корабля станция устанавливалась на спасательной шлюпке для передачи сигнала бедствия и пеленга. Испытания станции успешно прошли на Каме. И в 1957 году на заводе началось серийное производство аварийно-спасательных радиостанций.
Отметим, что станция «Шлюп» стала одним из двух изделий завода, отмеченных золотой медалью Международной Брюссельской выставки 1958 года.
Учитывая успешность первой модели, инженерам завода было предписано и далее заниматься разработкой морских аварийных плотовых и шлюпочных радиостанций.

— В 1961 году по заданию Совнархоза Удмуртского экономического административного района для судостроительной промышленности инженеры завода И. Е. Сидоров, А. П. Кудреватых, Н. Л. Коваленко, С. И. Тикунов, В. И. Исаметов начали разработку радиостанции «Плот».
Эта станция стала аппаратурой второго поколения — в ней были широко применены полупроводниковые приборы. К тому же создатели немало поработали и над тем, чтобы станция была надежной в работе и удобной в эксплуатации, отвечала по своим техническим и конструктивным данным требованиям времени, соответствовала мировым образцам аппаратуры подобного типа.
Ровно 50 лет назад, в начале 1969 года, началось серийное производство спасательной радиостанции «Плот». Высокие конструктивные, эксплуатационные и электрические данные обеспечили присвоение этому изделию в 1972 году государственного Знака качества.
Спустя пять лет, в ноябре 1974 года, радиозаводчане подвели своеобразный итог производства аварийно-спасательных радиостанций «Плот» — было изготовлено три тысячи изделий.
Радиостанция «Плот» выпускалась заводом в течение десяти лет и заслужила отличную репутацию не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Полтора десятка стран являлись потребителями этой продукции.

— В период 1965-1968 годов инженерами завода А. И. Коростиным, А. А. Пахомовым, Э. М. Кугелем, Ю. В. Сергеевым, В. Г. Жижиным Н. Д. Якубовским и другими была разработана радиостанция для судов малого тоннажа «Восток-Р». На международной выставке «Инрыбпром-68» в Ленинграде эта станция была отмечена Почетным дипломом президиума Внешнеторговой палаты.

— Разработка радиостанции третьего поколения – «Призыв» на полупроводниках и линейных и логических интегральных микросхемах была завершена в 1974 году.
Но ее производство, как и станции «Восток-Р», ограничилось лишь опытными партиями – по решению вышестоящих организаций заводу было предписано передать всю сопроводительную документацию на эти изделия другим предприятиям страны.

Пресс-служба АО «СРЗ»

Разработчики С. В. Огородников, А. М. Сапожников
у «Шлюпа», 1958 год
Партия радиостанций «ПЛОТ» готовится для
отправки потребителю

Один комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *