Память о крылатом дивизионе

В сентябре 1919 года в Сарапул из города Липецка был переброшен дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец». В истории этого легендарного воинского соединения сарапульский период был самым длительным — два года. За время пребывания в нашем городе служащие дивизиона организовали первые в Советской России курсы авиаспециалистов, разработали первую воздушную линию Сарапул — Екатеринбург и совершили по ней перелет, сконструировали и построили первый гражданский самолет «КОМТА»

Воздушный корабль «Илья Муромец», Сарапул, зима 1920 года. Семейный архив И. Л. Когутова

Предыстория

Передислокация дивизиона осенью 1919 года из Липецка, где нависла угроза захвата города конницей Мамонтова, в далекий Сарапул стала возможна потому, что здесь еще с 1918 года был обустроен аэродром, т.к. Азинской дивизии был придан авиаотряд. Вот что писал в своих воспоминаниях летчик Константин Туманский: «Аэродром моего отряда оказался рядом с винокуренным заводом. Штаб отряда, техническая и хозяйственная часть, а также летный состав расположились в особняке бывшего владельца кожевенного завода, бежавшего с белыми. Разместились мы просторно и даже с некоторым комфортом. Судя по всему, хозяин удирал весьма поспешно: в особняке сохранилась вся обстановка, в наше распоряжение поступил даже бильярд.
Люди отряда работали на аэродроме с рассвета и дотемна не покладая рук: собирали самолеты, облетывали их и подготавливали к боевым действиям».
К моменту прибытия дивизиона прошло менее четырех месяцев после освобождения города от колчаковцев. Здание винного склада, служившее у белых тюрьмой, в течение полутора лет находилось в бесхозном состоянии.
Некоторое время здесь размещался артиллерийский дивизион.

В составе Сарапульского гарнизона

25 сентября начальником Сарапульского гарнизона Шуремовым был издан приказ за № 12, параграф 4-й которого гласил: «Прибывший дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец» Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота числить в составе гарнизона с 19 сентября сего года».
Командир дивизиона В. М. Ремезюк писал в отчете в 1919 году: «Пришлось выносить имущество винного склада, убирать чаны и мойки и постепенно при содействии мастерских дивизиона устраивать их под жилье для команды. Пришлось ставить печи, вставлять стекла, устраивать запоры, приспособить помещения под конюшни, сделать перегородки, настлать кое-где полы, устроить нары, очистить отхожее место и т.д.
Только после долгой волокиты удалось получить некоторое содействие в этом местной инженерной дистанции».
Главной базой размещения дивизиона являлась территория винного склада, где располагались штаб и мастерские, а также казарма. В конце декабря 1919 года в ней проживало 42 человека команды. В связи с прибытием еще более 60 красноармейцев здесь оборудовали дополнительные места, взяв нары, имевшиеся в непригодном для жилья здании Флитвуда, где ранее был склад бомб дивизиона, а также в спешном порядке изготовив новые.
Остальные служащие дивизиона были размещены в разных пунктах города. Сарапул был напичкан разного рода воинскими формированиями.
Приводим список служащих Сарапульского гарнизона того периода (чел.): 1-я Сарапульская каррота — 476; 2-я Сарапульская каррота — 409; 8-я военно-топографическая съемка — 40; 162-й батальон 36-й строительной бригады – 295; 1-й батальон 2-го Вятского полкового округа тервойск — 150; транспортная команда — 504; 4-я рота 5-го отдельного стрелкового полка — 352; 3-я рота 97- го стрелкового батальона — 196; штаб 2-го Вятского полкового округа — 220; дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец» — 817; 23-й запасный стрелковый полк — 813; отдельная рота войск внутренней охраны республики — 207; 1-я Ижевская караульная рота — 212; 2-я Ижевская караульная рота — 212; 1-я Воткинская каррота — 402; лагерь военнопленных при пленбеже — 42; опродкомарм запаса — 207; 6-я Литерная рота 5-го стрелкового полка — 501; отдел кавалерийских формирований — 215; отряд особого назначения Интернационального полка — 455; 3-я рота 65-го Отдельного стрелкового батальона — 67; отделение Казанского районного эвакопункта- 3; 85-й двухсводный госпиталь — 395; 39-й запасной госпиталь — 275; заразная больница — 95; 2-й этапный лазарет — 134; уездный военкомат – 133.
Итого, почти восемь тысяч человек!
Численность служащих дивизиона постоянно менялась: убывали на фронт боевые отряды, прибывали в Сарапул рабочие Русско-Балтийского завода из Петрограда, штаты дивизионных мастерских пополнялись местными кадрами.

Рабочие будни дивизиона

Метрах в двухстах от зданий располагался аэродром — огромное поле. На нем были установлены три дугообразных ангара Кебке, два из них сомкнутых по длине, что обеспечивало возможность хранить воздушный корабль в собранном виде. В сомкнутые ангары для ввода и вывода самолетов проложили рельсы узкоколейки.
Рабочих рук в дивизионе не хватало, поэтому для разгрузки вагонов приходилось использовать труд военнопленных, остававшихся в городе после Первой мировой войны.
В начале ноября работы по оборудованию помещения под мастерскую и размещению металлообрабатывающих станков были приостановлены ввиду возможности новой эвакуации, а затем началась спешная установка новых ангаров и их ремонт.
К началу декабря была пущена слесарная мастерская и закончились работы по ремонту зданий и саней обоза. К Новому году был закончен ремонт паровых машин винного склада и динамо-машин.
31 декабря 1919 года в дивизионе состоялось общее собрание служащих, на котором было избрано три кандидата в Сарапульский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов: Михаил Носов, Василий Маклаков и Михаил Семенов.
В течение первой половины 1920 года на базе мастерских дивизиона велась напряженная работа по сборке кораблей «Илья Муромец», которым предстояло принять участие в боевых действиях: против белополяков на Западном фронте и на Врангелевском фронте против белогвардейских войск.
Сборку осуществляли опытные рабочие Русско-Балтийского завода под руководством Петра Ивановича Неведомского.
С наступлением весны начались тренировочные полеты. Они начинались на рассвете и продолжались всю первую половину дня.
Служащий дивизиона, будущий Герой Советского Союза, штурман полярной авиации Иван Тимофеевич Спирин вспоминал: «Вдохновенным руководителем полетов в дивизионе был Алексей Васильевич Панкратьев. Высокий, еще молодой, с большой черной, хорошо ухоженной бородой, вежливый, малоразговорчивый, он был человеком высокой культуры. Подполковник царской армии, патриот тяжелых кораблей «Илья Муромец», он много летал еще в первую империалистическую войну. Он безгранично любил русскую авиацию. Без колебаний согласился продолжать работу при Советской власти. Многому научил нас и Насонов, тоже бывший офицер, много летавший на воздушных кораблях. Насонов был среднего роста, с короткими волосами, всегда тщательно выбрит и опрятно одет. Ходил он в военной форме, всегда отутюженной и вычищенной. Был скромен и хорошо воспитан».
1 мая 1920 года из Сарапула отправился эшелон в направлении Москвы на Западный фронт. Личный состав отряда состоял из 88 человек.

Алексей Васильевич Панкратьев с сыном Никитой, родившимся в Сарапуле 22 августа
1920 года. Семейный архив А. В. Панкратьева

Эпизоды сарапульской жизни

7 ноября по случаю второй годовщины пролетарской революции служащие дивизиона приняли участие в параде.
К 9 часам все они, включая и женский персонал, построились во дворе винного склада и оттуда строем двинулись на площадь Свободы. Летчик А. В. Панкратьев с экипажем совершили над городом полет на третьем боевом корабле. Этот полет использовался в то же время как учебный для служащих Шкудова и Еременко. Фотограф Михаил Курицын снял с воздушного корабля аэродром и расположение дивизиона.
Среди служащих дивизиона было немало жителей Сарапула, которые брали своих сослуживцев к себе. Так, в двухэтажном кирпичном доме (Красная, 222, ныне — Раскольникова, 222) сарапульской мещанки Антонины Алексеевны Мельниковой, владелицы шорного производства, жил Михаил Молявкин. Дочь Мельниковой Глафира Львовна вышла замуж за младшего делопроизводителя дивизиона Петра Сокова и поступила туда на работу.
Трудный и голодный быт, взаимопомощь и поддержка сплачивали коллектив дивизиона, но, несмотря на трудности, они активно участвовали в общественной и культурной жизни Сарапула. В номере за 19 февраля 1920 года газета «Красное Прикамье» сообщала: «В «Апполло» с 6 часов вечера будут прочтены лекции: в четверг т. Носовым «Развитие химии и ее значение для техники и промышленности», в пятницу и субботу т. Башко «Об авиации».
Уроженец Сарапула писатель В. А. Дедюхин в повести «Страницы дней листая», вспоминал о вечерах в клубе дивизиона: «Эти вот летчики, если не считать Колю Баса, и были, пожалуй, первыми большими спортсменами в нашем городе. Борцы, боксеры, штангисты. Их выступления в клубе иногда шли под наш струнный оркестр. Играем мы, к примеру, вальс «Дунайские волны», а два здоровяка летчика ведут французскую борьбу. Или тузят друг друга кожаными перчатками — а мы им полечку».
В сарапульском музее до сих пор хранятся гербарии, собранные дивизионным врачом, основателем детской хирургии в России профессором Леонтием Петровичем Александровым (1857-1929), который был большим любителем ботаники.
В конце пребывания в Сарапуле, 14 августа 1921 года, в дивизионе случилось трагическое происшествие. Летчик Серовский упал с аппаратом «Сикорский-16» и разбился насмерть.
По свидетельству сослуживцев, несколько дней до этого ему было нечто вроде предостережения: при посадке он въехал аппаратом в бревенчатую баню.
Аппарат разбился вдребезги, баня тоже несколько пострадала, но летчик остался цел, отделавшись пустячным ранением на шее. А через несколько дней он снова упал и погиб. За все два года на сарапульском аэродроме это был первый смертельный случай.

Авария самолета «Сикорский-16». Семейный архив Овчаровых

Прошло сто лет, а память о далеком Сарапуле жива во многих семьях служащих дивизиона. В семейных архивах они хранят уникальные фотографии, вырезки из газет, дневниковые записи. А мы, сарапульцы, пока не смогли достойно увековечить память людей, которые в нашем городе сделали так много для развития отечественной дальней авиации.

Т. Пеганова, координатор
проекта «Память Сарапула».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *