О финансах – детям и молодежи

В рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в апреле нынешнего года проводится цикл мероприятий, приуроченных к VII Всероссийской Неделе финансовой грамотности для детей и молодежи

Мероприятия Недели являются составной частью ежегодной Всемирной Недели денег, проводимой с 2012 года. Основные темы Недели — противодействие финансовому мошенничеству, молодежное предпринимательство, диалог поколений о финансах в семье. Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России разработал «Руководство для участников Всероссийской Недели финансовой грамотности для детей и молодежи», которое размещено на портале https://vashifinancy.ru

Финансовая самостоятельность:
когда можно тратить деньги без разрешения родителей?

Портал вашифинансы.рф адресует этот материал детям, которые хотят научиться самостоятельно управлять личным бюджетом

  • Если тебе 5 — 9 лет. Родители уже могут давать тебе первые карманные деньги, поэтому важно обговорить правила, касающиеся суммы и сроков выплат. Желания детей и родителей не всегда будут совпадать, именно по этой причине нужно уметь договариваться и находить компромисс. Родители имеют право давать советы, но решение о том, как тратить карманные деньги, ты принимаешь сам. Ты имеешь право откладывать свои деньги, если захочется купить что-то более дорогое, но для этого придется проявить терпение. Главное — грамотно оценить силы и постараться выбрать цель, на которую можно накопить деньги в течение одного-трех месяцев.
    Ты можешь обсуждать свои финансы с родителями: просить совета, как лучше распорядиться средствами или как эффективнее их копить. Кроме того, можно договариваться об увеличении суммы или изменении периодичности выплат.
  • Когда тебе 10 — 12 лет. Ты уже можешь по просьбе родителей принимать решения, которые будут затрагивать не только тебя, но и других членов семьи. Например, ходить в магазин за продуктами или канцтоварами, самостоятельно оплачивать проезд в общественном транспорте, а значит, и рассчитывать, сколько денег для этого потребуется. Важно обсуждать с родителями все покупки, предназначенные для тебя, и понимать, что не всегда есть возможность купить все и сразу, но и в существующих рамках ты имеешь право голоса.
  • Когда тебе 13 – 15 лет. Можно подробнее знакомиться с финансовыми инструментами. Например, попросить родителей оформить дебетовую карту, разобраться, как работает банковское приложение. В это время у тебя уже будет возможность принимать больше решений в отношении трат: самостоятельно покупать какие-то мелкие вещи для личного пользования. Для этого следует попросить пересмотреть сумму, которая выделяется в качестве карманных денег, и быть готовым ее обосновать. В этом возрасте тебе необходимо принимать участие в обсуждении семейного бюджета. Это позволит разобраться с понятиями постоянных и временных категорий трат, узнать, сколько семья тратит ежемесячно, почему эти суммы меняются и на что хватит остатка. В это время тебе стоит планировать крупные покупки и откладывать на это часть собственных средств. Накопления можно увеличивать и за счет других источников: с 14 лет разрешено подрабатывать. Вряд ли удастся заработать много, но все-таки это будут собственные деньги.
  • Когда тебе 16 – 18 лет. Ты должен знать свои основные категории трат, понимать, какие из них постоянные, а какие — нет, уметь распределять деньги так, чтобы хватало на все необходимое. Важно ставить личные финансовые цели и уметь их достигать, в том числе и с помощью разных финансовых инструментов. Навыки обращения с деньгами и принятия финансовых решений помогут во взрослой жизни, когда придется нести ответственность не только за себя, но и за своих близких.

Уроки финансовой грамотности

Предлагаем потребителям ознакомиться с основными десятью правилами, которыми следует руководствоваться при заключении различного рода финансовых сделок и договоров

Прежде чем подписывать договор, прочтите его и получите полную информацию об условиях. Финансовая организация обязана подробно рассказать вам об услуге. Вы должны получить полную и достоверную информацию о следующих основных параметрах: содержание услуги, сумма и сроки всех платежей, которые должны сделать вы и которые будут сделаны финансовой организацией в вашу пользу, обязательства сторон по договору, штрафы и пени за невыполнение обязательств, риски, вероятности выигрышей и потерь, возможность досрочного прекращения сделки и связанные с этим потери, детальная процедура оказания услуги (от заявки до закрытия договора). Особое внимание обращайте на мелкий шрифт в документах. Если часть документа, который предлагает вам финансовая организация, напечатана мелким шрифтом, ее надо прочитать с особым вниманием. Сравнивайте разные предложения.
Слышите о выгодах – выясняйте, каковы сопутствующие затраты. Финансовые организации конкурируют между собой и привлекают клиентов, стремясь предложить более выгодные условия, чем у других. Отказывайтесь от дополнительных услуг, если они вам не нужны.
Финансовые организации не имеют права отказывать вам в основной услуге, если вы не хотите приобретать дополнительную (Закон «О защите прав потребителей», ст. 16 п. 2. Далее — Закон).
Сообщая финансовым организациям любые сведения о себе, будьте точны и правдивы.
Искаженные (неактуальные данные о вас) могут помешать финансовой организации сообщить вам вовремя важную для вас информацию. Кроме правдивости от вас требуется осторожность. Храните копии всех документов.
Если вы подписываете какойто документ, проследите, чтобы одна из его копий осталась у вас. Все копии финансовых документов надо аккуратно хранить, иначе потом будет трудно разобраться, что произошло и кто прав.
Если у вас возникли проблемы с исполнением обязательств – пытайтесь договориться с финансовой организацией. Даже если вы, заключая договор с финансовой организацией, все просчитали, хорошо подумали и приняли взвешенное решение, с течением времени ситуация может кардинально измениться (изменения в семейном положении, потеря работы, болезнь и т.п.). У вас могут возникнуть проблемы с выполнением ваших обязательств (например, выплатой по кредиту). Не затягивайте проблему – сразу обращайтесь к финансовой организации, с которой у вас заключен договор. Если организация нарушила свои обязательства, требуйте от нее исправить нарушения.
Если финансовая организация не выполняет свои обязательства или нарушает ваши права, с претензиями сначала надо обратиться в саму организацию. Это называется «досудебной процедурой разрешения споров». Возможно, причина в ошибках или злоупотребления каких-то рядовых сотрудников финансовой организации, и более компетентные специалисты вам помогут.
Если вы чувствуете, что у вас недостаточно знаний и навыков для самостоятельного разрешения конфликта, обращайтесь за консультацией в Роспотребнадзор или общественные организации по защите прав потребителей (в том числе специализирующиеся на защите прав потребителей финансовых услуг). Если ваши права нарушены и переговоры не помогли — обращайтесь в суд по месту жительства. Вы имеете право на возмещение ущерба и моральную компенсацию.
Если организация в отношении вас неправа, не исправляет свои нарушения и досудебное урегулирование не помогло – обращайтесь в суд. Право потребителя на судебную защиту его законных прав и интересов предусмотрено ст. 17 Закона. По суду вы можете требовать от организации — нарушителя ваших прав следующее: возмещение убытков в полном объеме, в том числе взыскание незаконно удержанных или уплаченных денежных средств (п. 1 ст. 12, ст. 13, ст. 14, ст. 16 Закона), уплата неустойки (пени), предусмотренной законом или договором (ст. 13 Закона), компенсация морального вреда (ст. 15 Закона), признание частично или полностью недействительным кредитного договора (ст. 16 Закона).
Вы имеете право обращаться в суд по месту жительства. Это можно сделать самостоятельно (лично или нанять юриста, компетентного в данной области) либо с помощью Роспотребнадзора или общественных организаций по защите прав потребителей. Это называется общественной защитой. Масштабы общественной защиты определены в ст. 45 Закона. Если финансовая организация нарушает ваши права, жалуйтесь в государственные регулирующие органы (Роспотребнадзор, Банк России, ФАС). Роспотребнадзор (и его территориальные органы) – это главный государственный орган по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей. Кроме участия в судебном процессе по просьбе конкретного потребителя, Роспотребнадзор имеет право подавать иск от «неопределенного круга лиц» в защиту общественных интересов. Роспотребнадзор может потребовать ликвидации ответчика в целом либо прекращения действий, нарушающих права неопределенного круга потребителей. Действия в защиту «общественных интересов» — основная деятельность РПН. Порядок приема и рассмотрения обращений граждан представлен на сайте РПН (интернет-приемная http://rospotrebnadzor.ru/feedback/howto/).

О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В прошлом году в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по УР в г. Сарапуле поступило пять письменных обращений граждан на нарушение прав потребителей при оказании им финансовых услуг Граждане обращались по вопросам отказа со стороны банка в частичном погашении кредита и сокращении срока кредитования, непредоставления информации со стороны микрофинансовой организации о задолженности по кредитному договору. По вопросу возврата излишне уплаченных денежных средств по кредитному договору, по незаконному начислению дополнительной суммы к оплате по кредитному договору.
По нарушениям требований законодательства о банках и банковской деятельности Территориальный отдел г. Сарапула перенаправил письменные обращения граждан на рассмотрение по подведомственности в Центральный банк России. В каждом случае потребителю давалось письменное разъяснение действующего законодательства в области защиты прав потребителей при оказании финансовых услуг и способы восстановления нарушенных прав.
Спор имущественного характера, в основе которого лежит вопрос о надлежащем исполнении договора об оказании возмездных услуг, в случае отказа исполнителя услуги добровольно удовлетворить соответствующие требования потребителя в установленные законом сроки (см. п. 1 ст. 29 и ст. 30 Закона «О защите прав потребителей»), должен разрешаться исключительно в рамках гражданского судопроизводства.

Г. Пономарева, главный специалист-эксперт ТО Управления
Роспотребнадзора по УР в г. Сарапуле.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *