Забытое имя: Мария Колокольникова

Благодаря инициативе Детско-юношеского центра восстановить историю внешкольного образования и детского общественного движения в Сарапуле, в результате исследовательской работы открываются интересные факты и новые имена

Мария Колокольникова

Имя Марии Колокольни ковой прогремело в 1919 году в ее родной Перми, а через пять лет — в Сарапуле, где она осталась навсегда. Сегодня это имя у нас забыто

Константин Колокольников, 1917 год, г. Пермь

Дочь не своего отца

Мария родилась 16 сентября 1905 года в Подольской губернии. В автобиографии она пишет об отце: «Являясь дочерью народного учителя Павского, я вследствие законности, установленной в дореволюционное время, была записана на фамилию Колокольникова (член 2-й Государственной Думы). Моя мать разошлась с Колокольниковым, но не могла получить развода. С Украины мы с матерью выехали в 1908 году, когда мне было около трех лет. Отцов — ни юридического, ни фактического — не помню». А в личном листке для кандидатов в члены РКП (б) об отце сказано следующее: «Мать была замужем за священником Колокольниковым, потом они разошлись. Мать говорит, что я дочь Павского». Мать девушки, тоже Мария, происходила из рода вятских единоверческих священников Мультановских. Окончив Пермское епархиальное женское училище, она вышла замуж за священника Константина Колокольникова, уроженца с. Рябки Осинского уезда Пермской губернии, и прожила в браке совсем немного.

В 1907 году Колокольникова избрали депутатом Государственной Думы Российской империи 2-го созыва (просуществовала всего 102 дня – с 20 февраля по 2 июня). Став депутатом, Константин Александрович был отстранен от богослужения и лишен права ношения наперсного креста, а летом 1907 года Пермская духовная консистория постановила лишить его священнического сана. Вскоре Колокольникова сослали на вечное поселение в Сибирь, где он находился под полицейским надзором. Осенью 1907 года бывший священник поступил вольнослушателем на юридический факультет Томского университета и по его окончании в 1912 году стал нештатным преподавателем политэкономии в Первом сибирском среднем политехническом училище в Томске. В июне 1917 года Колокольников вернулся в Пермскую губернию. Вот такого «отца» имела девушка, оставившая яркий след в истории городов Перми и Сарапула в двадцатые годы двадцатого столетия, — она была зачинательницей нового общественного движения среди молодежи и детей.

Лидер пермских герлскаутов

О жизненном пути Марии Колокольниковой известно немного, и был он очень коротким. В 1916 году девочка поступила в Пермскую Мариинскую женскую гимназию. Через три года, когда город находился под властью белых, она организовала в гимназии команду герлскаутов. Скаутское движение появилось в России после того, как осенью 1908 года по указанию Николая II была переведена на русский язык книга Баден-Пауэлла «Юный разведчик». В предисловии к ней говорилось: «Подготовить новое поколение граждан России, крепких физически и душевно, сильных волей, одухотворенных благородством предстоящего им служения нашей прекрасной Родине – вот задача, которая стоит на очереди. Выпуская книгу Баден-Пауэлла новым, переработанным изданием, мы хотим посильно помочь разрешению этой прекрасной задачи». Скаутское движение являлось добровольным и не имело политической подоплеки. Главные его постулаты: будь сильным, помогай ближнему, самосовершенствуйся. Летом 1915 года под Петроградом был организован первый лагерь скаутов. Тогда же появились первые скаутские организации девочек. В 1915 году состоялся Первый Всероссийский съезд скаутов, на котором были приняты тексты десяти скаутских законов, торжественное обещание, заповеди и гимн. В 1919 году по улицам Перми маршировали юные гимназистки, на шее у каждой был надет галстук. На призыв своего лидера «Будьте готовы!» девушки в один голос отвечали: «Всегда готовы!». Лидером пермских герлскаутов была Мария Колокольникова. 1 июля 1919 года войска 29-й стрелковой дивизии освободили Пермь от колчаковцев. Скаутская идеология, основанная на патриотизме и религиозности, была чужда Советской власти. Но скаутский опыт она использовала при создании детской коммунистической организации. Н. К. Крупская настаивала, чтобы создаваемые пионерские отряды оставались скаутскими по форме, но были коммунистическими по содержанию.
Из автобиографии Марии:
«В июне 1922 года по окончании внешкольных курсов, открывших мне глаза на общественную жизнь и борьбу классов, я поступила в комсомол. Работала председателем правления Центрального клуба рабочей молодежи, секретарем редакции «На смену». С марта 1923 года я работала секретарем Пермского губернского бюро пионеров».
Имея, пусть и небольшой, опыт руководства отрядом скаутов, именно Мария Колокольникова организовала в Перми первый пионерский отряд. «Энергичная и быстрая, в кожаной куртке и кепке, Мария скорее напоминает лихого мальчишку» — такой она запомнилась жителям Перми.

Навсегда в Сарапуле

В 1923 году Сарапул вошел в состав Уральской области с центром в Екатеринбурге, переименованном вскоре в Свердловск. Именно город Свердловск записан в документах Марии как место постоянного проживания, и оттуда весной 1924 года она была направлена в Сарапул для содействия в организации пионерских отрядов. В Сарапуле Марии исполнилось двадцать. Здесь она ярко проявила свой лидерский талант. Вот как через годы вспоминала своего товарища М. А. Прохорова, ставшая в 1926 году заведующей агитационно-пропагандистским отделом Сарапульского горкома ВЛКСМ.
Мария была очень энергичной и умной девушкой, умевшей объединить вокруг себя молодежь и детей. Как сейчас, помню ее в черной прямой юбочке, толстовке или юнгштурмовке, в кепке и сапогах. В двадцатых годах это был распространенный костюм для комсомолок. Почти все девушки-комсомолки одевались так. Нам не разрешалось носить модные платья, иметь туфли на каблуках, завивать волосы, пудриться, танцевать. За нарушение обсуждали на бюро ячейки и выносили строгое порицание. При Колокольниковой пионерская организация Сарапула значительно выросла и расширила свою деятельность. Но поработать Марии пришлось недолго. Весной 1925 года она заболела… Ее хоронили из Клуба юношества. Молодежь и пионеры всего города проводили Марию в последний путь.
К сорокалетию комсомола имя Марии Колокольниковой – одной из первых пионерских работников Прикамья – было присвоено Пермскому Дворцу пионеров.
Добавим, что Мария Колокольникова также была в Сарапуле одним из первых педагогов внешкольного образования. Болезнь, подорвавшая здоровье девушки, – воспаление спинного мозга – оказалась смертельной.
Она ушла из жизни 21 ноября 1925 года. Хоронили ее на следующий же день при многочисленном стечении народа с почестями, по-советски, без соблюдения христианских обычаев.

Газета «Красное Прикамье» сообщала:
Горком РКП(б) и РЛКСМ с великим прискорбием извещают всех членов РКП(б), РЛКСМ и юных пионеров о преждевременной смерти кандидата РКП(б) и члена РЛКСМ, зав. политпросветом Сарапульского горкома РЛКСМ тов. Колокольниковой Марии Константиновны.
Похороны состоятся в воскресенье, 22 ноября сего года. Вынос тела из Дворца Юношества в 3 часа дня. Все члены РКП(б), РЛКСМ и юные пионеры, рабочая и учащаяся молодежь приглашаются для похорон своего товарища.

Извещение о смерти Марии Колокольниковой. Газета «Красное Прикамье», 22 ноября 1925 года

Память Марии Колокольниковой в Сарапуле никак не увековечена, могилы не сохранилось. Личная жизнь осталась никому не рассказанной. В документе о смерти принято писать фамилию заявителя, на пожелтевшем листочке читаем: «Вл. П. Злыгостев». Товарищ по работе, друг, любимый?
«Отец» Марии, Константин Александрович Колокольников, умер в Перми 17 октября 1929 года. Знал ли он о судьбе девушки, носившей его фамилию?

Т. Пеганова,
координатор проекта
«Память Сарапула».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *