Запомните нас веселыми!

Эта фраза умирающей Нилы Снежко в финале спектакля «Барабанщица» отражает всю суть характера подпольщицы, которую считали предательницей во время фашистской оккупации города

Так можно сказать и о веселом дружном коллективе Народного театра ДК «Заря», отметившем в этом году 60-летний юбилей

Родившись из заводского кружка в военные годы, театр рос и развивался под руководством первого директора Дома культуры Нины Семеновны Галановой, которая пригласила к нам из Москвы талантливого профессионального режиссера Ефима Абрамовича Майданского. В 1961 году народный театр первым в Удмуртии получил звание «Народный самодеятельный коллектив» за спектакль по пьесе Афанасия Салынского «Барабанщица», поставленный свердловским режиссером Наталией Терещенко. Ветеран сцены Валентина Дмитриевна Юрьева вспоминает: «Молодая, красивая, жизнерадостная Наталия Антоновна воодушевила нас, спектакль получился отменным. Главную роль в нем сыграла высокая стройная Маргарита Козлова. В других ролях были: Александр Федорович Галанов, Николай Кузнецов, Александр Фатеев, Елена Маслова, Александра Холодова. 22-летней девчонкой я только что пришла в коллектив вместе с Алексеем Печерских и получила эпизодическую роль в «Барабанщице». После премьеры режиссер поздравила меня с удачным дебютом и порекомендовала остаться в труппе. Так театр стал для меня вторым домом на долгие годы. Я счастлива, что мне довелось играть здесь, и сейчас с удовольствием вспоминаю наши постановки, концерты, репетиции».
В этом же году в Сарапуле была поставлена опера «Запорожец за Дунаем». Невероятно, но наш скромный провинциальный Дом культуры или школа в советское время могли показать зрителям многоактные пьесы и оперы, как крупнейшие театры страны! Более ста спектаклей сыграно за эти годы. После Майданского коллектив возглавляли Владислав Иванович Гриценко, Виктор Иванович Сажин, Валерий Антонович Севастьянов, Светлана Геннадьевна Безгодова. Старожилы помнят актеров Валентину Юрьеву, Сергея Румянцева, Нину Уварову, Владимира Капина и многих других. В хорошей профессиональной форме и
сейчас находятся Наталья Тимонина, Юрий Васильев, Галина Андрияшкина, Юрий Селиванов и др.
Лет шесть назад мне посчастливилось познакомиться с екатеринбурженкой Наталией Антоновной
Терещенко, ветераном Великой Отечественной войны, узницей фашистского концлагеря. Ей было уже восемьдесят пять лет, но она оставалась замечательным собеседником. Переписка с ней продолжалась вплоть до ее кончины в 2018 году. Такого сочетания мудрости, остроумия и молодого озорства мне еще не доводилось встречать в одном человеке. Наверное, это и есть харизма, которая притягивает людей.
Наталья Антоновна согласилась написать о себе.
«Пытаюсь положить на бумагу жизнеописание, т. к. нахально считаю, что может выйти вариант, достойный Л. Толстого, Достоевского и Шекспира в одном флаконе, а, мобудь, и покруче будет», — иронизировала она. Действительно, в ее долгой жизни было много горя, невзгод, потерь, которые лишь закалили ее. Так сформировался характер — сильный, властный, целеустремленный, непокорный.
«Где бы я ни работала, я всегда собирала вокруг себя коллектив единомышленников», — говорила она.
Родилась моя тезка 9 августа 1929 года третьим ребенком в семье украинского крестьянина Полтавской губернии и новороссийской мещанки. Отец был рыбинспектором, мама — медсестрой. В семье были старший брат и сестра — Глеб и Зоя. Отца-инвалида арестовали в июле сорок первого, он умер в ГУЛАГе, не пережив войну. Брат ушел на фронт и погиб при освобождении Кубани в 1943 году. Мать и дочери всю войну пробыли в Новороссийске, наблюдая «Малую землю» из-за спин фашистов. Отсиживались в подвалах. Побывали в пересыльном лагере под Новороссийском, из которого им чудом удалось вырваться с приходом наших войск. В семье хорошо пела мама, а Наталия учила стихи, напечатанные в «Правде», и исполняла их в школе и в госпитале для раненых.
Окончив школу после освобождения от фашистов, Наталия отправилась в Ленинград поступать в театральный институт на режиссерский факультет. Жила у радушных родственников — Врачевых. Оказалось, что глава семьи служил в сарапульской единоверческой церкви. Девушку заинтересовали старообрядческие корни рода, и в конце жизни она провела подробное архивное исследование рода Врачевых-Рябовых, чем неожиданно помогла и мне при работе над книгой. Так что появление Н. Терещенко в Сарапуле отнюдь не было случайным. Из-за болезни студентка перевелась в московский ГИТИС на третий курс к Попову. По окончании учебы была направлена в Чебоксары. Здесь вышла замуж и уехала в Баку.
Пять лет жизни Наталия Антоновна отдала театрам в разных городах: Алатыре, Сарапуле, Кинешме, Свердловске. Затем возглавляла Свердловское театральное училище и двадцать лет работала режиссером массовых форм в Центральном парке культуры и отдыха им. Маяковского Свердловска-Екатеринбурга.
Как оказалось, в этой должности ее поразительный общественный темперамент оказался весьма востребованным, и трижды парк признавался «Лучшим парком культуры и отдыха РСФСР».
Всю свою жизнь Наталия Антоновна вспоминала погибшего на войне брата Глеба, который до войны организовал авиамодельную ракетную лабораторию в Новороссийском Дворце пионеров. Война безжалостно забрала талантливого будущего инженера и его друзей, но благодаря Глебу Терещенко Новороссийск назван родиной российского ракетного авиамоделизма.
Наталия Антоновна выпустила книгу «Начало космической эры в Новороссийске» о работах брата. Она добилась широкомасштабного ежегодного празднования Дня космонавтики в Новороссийске и Екатеринбурге. «А как же иначе? — говорила она. — Ведь именно в Новороссийске проводились первые опыты с ракетами, а специалисты Уралмаша выточили полусферы первого спутника». С большим энтузиазмом она бралась за другие проекты и добивалась своего.
«А сколько чиновничьих порогов пришлось преодолеть!» — вспоминала она. Такой целеустремленной, волевой, творческой личностью, профессионалом-режиссером запомнилась Наталия Антоновна Терещенко сарапульцам.
Сейчас Народный театр ДК «Заря» переживает непростой период. Ушли из жизни многие ветераны, театр остался без режиссера. Но его традиции подхватил Литературно-музыкальный театр при библиотеке им.
Н. К. Крупской. Совместно мы за короткое время подготовили спектакль-комедию «Домик» по мотивам пьесы Валентина Катаева. Могу сказать, что работать с актерами, прошедшими закалку народного театра, не только удовольствие, но и большая ответственность. Каждый тщательно выстраивает образ, привносит в роль свою индивидуальность и мастерство. Они искренне болеют за дело, ценят добротный драматургический материал, понимают режиссерские требования, чтут репетиционный режим и дисциплину, подавая пример другим самодеятельным исполнителям.

Н. Запорожцева.

Cцена из спектакля «Барабанщица»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *