Пойду теперь в сказку, в детство…

В Историко-краеведческом музее открылась новая выставка «Д. П. Мощевитин. Возвращение в Сарапул»

Дмитрий Павлович Мощевитин родился в 1894 году в нашем городе. Принадлежал к старейшей сарапульской династии Мощевитиных. По семейным преданиям, первые Мощевитины появились в Прикамье еще в XVII веке после стрелецких бунтов в Москве. В середине XIX века были известны четыре семьи из большого рода Мощевитиных,
имевших свои кирпичные производства.
Купеческие семьи традиционно были патриархальными, с большим количеством детей.
Дмитрий Павлович Мощевитин — второй сын Марии Кондратьевны и Павла Дмитриевича, мастера по изготовлению кирпича. Это была не самая богатая ветвь Мощевитиных. Дмитрий Павлович вспоминал:
«Имея за душой всего капиталу семьдесят копеек, молодые за заработком прошли от Камы до Белой пешком. В течение многих лет пришлось отцу работать в разных селениях Вятской, Уфимской и Пермской губерний».
Наконец, семья обосновалась в Сарапуле. Будущий художник так пишет об этом: «Теперь пойду в сказку, в детство. Каждую лужицу, ручей мы называли «Камой». Другого названия для воды у нас не было. Это потому, что большая сильная река была около нас. Дом, в котором мы жили, стоял на берегу, берег был покрыт тальником, у дома росли осокори». (Дом этот на ул. Раскольникова сохранился до наших дней.)


С раннего детства у всех детей проявилась любовь к чтению и рисованию. Все братья Мощевитины увлекались рисованием, но послали учиться именно Дмитрия.
Его отправили в Казань, где в 1911 году он поступил в Казанскую художественную школу вольнослушателем. Денежные трудности, не позволявшие вовремя оплачивать обучение, а еще более – ершистый характер (он создавал и выставлял публично смелые карикатуры на директора школы) привели к тому, что учебу пришлось оставить. Два года, проведенные в школе, обучение в натюрмортном классе у Н. И. Фешина позволили развиться природному таланту Дмитрия Мощевитина и заложили основу самосовершенствования, которое стало залогом профессионального роста в дальнейшем.

Случайная встреча в 1922 году в Москве с художником А. В. Григорьевым, с которым они не виделись со студенческих времен, изменила жизнь Дмитрия Мощевитина. Александр Григорьев в то время работал в агитационно-пропагандистском отделе ЦК РКП(б), занимался делами музеев и вопросами изоискусства. Параллельно вместе с П. А. Радимовым и Е. А. Кацманом он создавал Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Возможно, благодаря ему Мощевитин получил первые художественные заказы, связанные с работой для Международной Организации Помощи Борцам Революции (МОПР) и оформлением газет, журналов и книг.
В рисунках этого периода художник предстает зрелым мастером, работающим в разных манерах, с острым живым взглядом, необходимым для создания сатирических композиций.

С 1922 года Мощевитин обосновался в Москве и стал сотрудничать с большими московскими журналами «Прожектор», «Красная новь», «МОПР», с крупными издательствами «Центросоюз», «Правда», «Рабочая газета» и другими. Особенно много – с издательством Г. Ф. Мириманова, выпускавшим детские иллюстрированные книжки.
Рисунки Мощевитина на разнообразные темы влились в тот поток графической продукции молодого советского искусства, которое было ориентировано на воспитание нового человека, на отражение изменений в жизни страны. Издательская рутина, определяемая государственным заказом, не всегда давала художнику возможность следовать своим творческим устремлениям. В 1930–1940-е годы он часто работал «в стол». Лишь в постсоветское время благодаря стараниям дочери художника Надежды Мощевитиной некоторые из этих серий были опубликованы: «Сказка о мертвой царевне» (1996) и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина (1998), «Баллада Редингской
тюрьмы» О. Уайльда (2011).
Сегодня графические произведения Дмитрия Мощевитина хранятся в крупных российских музеях в Москве (Третьяковская галерея, Литературный музей), Казани, Омске, подмосковной Истре, где он обосновался на склоне лет, и в нашем Сарапуле.

Идея показать работы Дмитрия Павловича в Сарапуле родилась в результате многолетней дружбы Сарапульского музея с Надеждой Дмитриевной Мощевитиной, продолжившей дело отца. Во время встречи с коллективом музея она подарила в фонды музея несколько работ отца. Его чудесные иллюстрации к русским народным сказкам
легли в основу оформления новой музейной площадки – Детского музейного центра, разместившегося в бывшей даче Мощевитиных (ул. Некрасова, 21 «б»). Она бережно хранит творческое наследие отца, публикации его работ, ранее неизвестных людям, много внимания уделяя сохранению памяти об этом мастере.
В 2019 году Надежда Дмитриевна передала ранее неизвестные публике рисунки и картины Дмитрия Павловича для экспонирования на большой художественной выставке в Национальной художественной галерее «Хазинэ» на территории Казанского Кремля.
А теперь Надежда Дмитриевна предоставила возможность познакомиться с работами отца и жителям Сарапула.
Почти 400 км дороги на машине — и мы в Казанском Кремле. Нас встретила Ольга Львовна Улемнова — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, один из авторов монографии-альбома о жизни и творчестве Д. П. Мощевитина.
Казалось бы, банальная процедура — передача предметов, осмотр сохранности, сверка с актами, упаковка. Но для меня она стала откровением. Зная названия работ по предварительным спискам, но видя вживую их в первый раз, я запросто угадывала соответствия.
Взяв в руки работы, хотелось их изучать, рассматривать, любоваться ими… Ольга Львовна поделилась историями, связанными с созданием некоторых работ. И эти истории обязательно найдут отражение в наших экскурсиях по выставке.

В Сарапул мы привезли работы Дмитрия Павловича 1920-1960-х годов. Это книжные иллюстрации, графика, живописные работы, книги, оформленные художником. Эпоха, в которую творил художник, не могла не наложить отпечаток на его творчество: революция, гражданская война, трудные 1920-е годы…
Особенно выделяются рисунки, сделанные для близких, друзей и членов семьи. В них чувствуются теплота, нежность и добрая ирония.
Но есть и работы, навеянные трагическими страницами жизни художника. Трудные, голодные и страшные годы гражданской войны, пережитой Дмитрием Павловичем в Сибири, участие в работе специальной комиссии по борьбе с эпидемией тифа также нашли отражение в его работах.
Из письма Д. П. Мощевитина друзьям: «… Я участвовал, как заключенный раб, в похоронах 30 тысяч трупов (от тифов, голода, мороза, расстрелов и убийств)». Пережитый страх и ужас он позднее
воплотил в иллюстрациях к «Балладе Редингской тюрьмы» О. Уайльда.
Может быть, самым важным в творческом плане на протяжении всей жизни художника было иллюстрирование произведений, которые он любил и которыми зачитывался. Часто это был своеобразный диалог, который художник вел с писателями. Игорь Северянин, Эдгар По, Александр Куприн, Оскар Уайльд, Бертольд Брехт, О. Генри, Александр Пушкин…
Источником вдохновения могли стать строки из стихотворения или рассказ. Часто это была работа «в стол», без надежды на публикацию, но в то же время необходимая для творческого самочувствия художника.
Литературный материал вдохновлял художника, и это вдохновение не угасало на протяжении всей жизни. По воспоминаниям Надежды
Дмитриевны Мощевитиной, в ее семье много читали, иногда вслух. Художника захватывали только что опубликованные произведения, для которых он становился первым иллюстратором. Так случилось, к примеру, с «Романом нищих» Б. Брехта (иллюстрации представлены на выставке).
С одной стороны, огромное количество иллюстраций, созданных художником, так и осталось неизвестным широкой публике. С другой, он обладал той степенью творческой свободы в выборе текстов,
сюжетов и трактовки образов, которой, быть может, не мог иметь публикующийся художник.

Мы назвали выставку «Д. П. Мощевитин. Возвращение в Сарапул» не случайно. Его работы в нашем городе экспонируются впервые. В постоянном режиме представлены 63 работы, а также книги и журналы с иллюстрациями художника. Выставка открывает для нас Дмитрия Павловича не только как художника-графика, но и мастера живописи. Эта сторона его творчества всецело проявилась в период жизни в подмосковной Истре. Близость к природе позволила Мощевитину заняться пейзажной живописью. Эти пейзажи заряжают позитивом и энергией, хочется на них смотреть и смотреть!
В рамках работы выставки организуются интерактивные мероприятия и эксклюзивный показ работ, не вошедших в постоянную экспозицию.

Приглашаем всех жителей и гостей нашего города прикоснуться к чудесному миру графики и живописи Дмитрия Павловича Мощевитина. Выставка будет работать до февраля по адресу: ул. Первомайская, 68, тел. 4-11-68.

Н. Шамтиева,
главный хранитель
фондов Сарапульского
музея-заповедника.

На фото: Презентация выставочного проекта «Дмитрий Павлович Мощевитин. Возвращение в Сарапул»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *