Удивительно жизнь переплетает судьбы…

В этом году исполнилось 110 лет со времени первой паломнической поездки Великой княгини Елизаветы Федоровны в Прикамье

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова,
она же в одежде сестры Марфо-Мариинской обители

Эта поездка связана с историей нашего города и Сарапульского крестного хода. В 1910 году в село Николо-Березовка должна была приехать Великая княгиня Елизавета Федоровна (сестра императрицы Александры Федоровны), и Уфимская духовная консистория постановила, что в связи с этим икона Святителя Николая 7-9 июля из села «износима быть не должна».
Эта дата совпадала с традиционным проведением Сарапульского крестного хода, который проводился с николо-березовской иконой Святителя Николая. Жители города не хотели менять обычный порядок встречи иконы и 28 июня послали телеграмму Великой княгине Елизавете Федоровне с просьбой посодействовать в отмене постановления Уфимской консистории. Уже 29 июня был получен ответ: «Сарапул, городская управа. Сейчас сообщила вашу просьбу Епископу Уфимскому. Конечно, понимаю Ваше желание и вполне согласна. Надеюсь, он все устроит. Елизавета».
Вопрос был решен, и 7 июля 1910 года икона Святителя Николая прибыла в Сарапул.

История крестного хода в Сарапуле уходит в далекое прошлое. По преданиям, в 1657 году «в Вятской стране была сильная моровая язва».
Она охватила и село Вознесенское. Из села Николо-Березовка была принесена икона святого Николая Угодника, с которой обошли вокруг села. После этого крестного хода моровая язва пошла на убыль. С того времени в память об этом событии крестный ход проводился в Сарапуле ежегодно до 1918 года.

Село Николо-Березовка — самое древнее русскоесело на территории современной Башкирии, основанное представителями рода русских промышленников и помещиков Строгановых. Названо оно было в честь иконы Святителя Николая Чудотворца, явленной около 1550 года. По преданию торговый караван Строгановых шел по Каме и был чудесно остановлен среди реки. И только тогда смог продолжить путь, когда сошедшие на левый берег люди нашли на березе икону Святителя Николая. Царь Иван Грозный, прослышав о чудесном явлении иконы Святого Николая, повелел привезти ее в Москву. После чего не захотел ее возвращать. Он дажепостроил специально для нее церковь, которая называлась церковь Николая Закамского.
Но когда Иван Грозный заболел, во сне к нему явился Святой Николай и потребовал вернуть икону в село Николо-Березовка. Икона вернулась домой, а Иван Грозный выздоровел.

По оценке ученого-фольклориста и этнографа Д. К. Зеленина, «Березовский Николай Чудотворец — почти единственная и наиболее почитаемая святыня на всей Каме». Святой Николай Чудотворец на протяжении многих веков был самым почитаемым на Руси святым, покровителем всего русского народа как заступник слабых и обиженных.
У сарапульцев Святой Николай был почитаем еще и потому, что являлся покровителем рыбаков и речников.

Крестный ход в Сарапуле проходил 7-9 июля с привозимой иконой святого Николая и с иконами местных церквей.

«7 июля — встреча в Сарапульском Вознесенском соборе образа св. Николая, приносимого из села Березовка Уфимской губернии. 8 июля — ход вокруг города с иконою Казанской Божией Матери и св. Николая. Есть предание, что ход этот учрежден в память избавления Сарапула от вторжения пугачевских шаек в 1774 году и в память того, что икона св. Николая во время бунта сохранялась в Сарапульском Вознесенском соборе».

Крестный ход для горожан был очень большим событием. В эти дни каждый год люди бросали свои дела и шли встречать икону. В крестном ходе в разные годы принимало участие до 70 000 верующих.
Образ Святителя Николая доставляли до городских лугов (в районе деревни Юшково), а затем переносили в Вознесенский собор. Ко дню встречи иконы перед Вознесенским собором устраивали помост. На помосте проводились молебны.

Крестный ход в Сарапуле. Начало XX века

В Вознесенском соборе имелся образ Казанской иконы Божией Матери. Эту икону вместе с иконой Николая Чудотворца носили по домам города, а затем по селам и деревням (с 20 июля по 1-8 сентября). Вместе с иконой из Вознесенского собора в крестном ходе принимали участие и другие иконы из городских храмов.

В 1914 году село Николо-Березовка вновь посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна, поэтому крестный ход был немного изменен. Икону 7 июля доставили в Сарапул, где был совершен традиционный крестный ход вокруг города из Вознесенского собора через Никольскую и Покровскую церкви. 9 июля с иконами был совершен крестный ход по домам соборного притча и по некоторым улицам. 10 июля икону провожали обратно в Николо-Березовку для встречи Великой княгини.

«В Сарапуле проводы иконы св. Николая на меркурьевский пароход «Сергий Витте» носили торжественный характер. Народ заполнил всю пароходную пристань, берег и соседние пристани. Икона была помещена в рубку 1-го класса. В Н.-Березовку пароход пришел около полуночи. На руках стражников в сопровождении духовенства икона была снята с парохода и доставлена в монастырь».

После торжеств, связанных с приездом Великой княгини Елизаветы Федоровны, икону Святителя Николая снова доставили в Сарапул. А 20 июля при огромном стечении народа икону проводили в деревню Сигаево и дальше по уезду.

Такова история крестного хода в Сарапуле, который после 1918 года, казалось, был утрачен навсегда.
Но в 2009 году, после почти 90-летнего перерыва, вновь была восстановлена традиция крестного хода в Сарапуле.
23 июля к пассажирскому причалу порта Сарапул подошел теплоход «Амур», на борту которого находилась делегация Сарапула, доставившая из села Николо-Березовка чудотворную икону Святого Николая и икону преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны. Иконы встречало большое число жителей города. Крестный ход проходил с 23 по 26 июля. Для жителей города это было необычно, но принимающих участие в крестном ходе было много. Так был возрожден крестный ход, посвященный чудесному избавлению Сарапула от моровой язвы в 1657 году.
В июле следующего года вновь состоялся крестный ход. Участие в нем принимала икона преподобной великомученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны. Это было приурочено к 100-летию ее участия в Сарапульском крестном ходе и благословлено патриархом всея Руси Кириллом. Кстати отметить, что икона находится в Марфо-Мариинской обители, расположенной на патриаршем подворье.

1 ноября был день рождения святой преподобномученицы Великой княгини. Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Как немецкую принцессу, ее воспитывали в протестантской вере. Сестра Елизаветы Алиса стала супругой Николая II, а сама она в 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и стала российской княгиней. По традиции всем немецким принцессам давали отчество Феодоровна — в честь Феодоровской иконы Божией Матери.
Немка по происхождению, Елизавета Федоровна в совершенстве выучила русский язык и полюбила новую родину всей душой. В 1891 году, после нескольких лет размышлений, она приняла православие.
Много занималась благотворительностью: посещала больницы, тюрьмы, детские приюты.

Великую княгиню Елизавету Федоровну в 1918 году арестовали. В этот день святейший патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель и отслужил там Божественную Литургию. Почти сразу после
его отъезда за настоятельницей приехала машина с комиссаром и латышскими стрелками. На сборы дали тридцать минут. Благословив сестер обители, в сопровождении своих сестер Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой матушка отправилась в ссылку.
Заключенных на поезде отвезли на Урал — в городок Алапаевск. Вместе с настоятельницей Марфо-Мариинской обители и сестрами отправили великого князя Сергея Михайловича, его секретаря Федора Ремеза, трех братьев — Иоанна, Константина и Игоря; князя Владимира Палея. Сестер Варвару и Екатерину хотели отпустить, но инокиня Варвара пожелала разделить крест с Великой княгиней.
Ночью 18 июля 1918 года, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, узников вывели под конвоем на старый рудник, избили и стали сбрасывать в глубокую шахту. Во время мучений Елизавета Федоровна молилась словами, которые произнес на кресте Спаситель: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают».
В 1981 году Русская Православная Церковь за границей канонизировала мучениц Елисавету и Варвару. В 1992 году Русская Православная Церковь причислила преподобномученицу Великую княгиню Елизавету и инокиню Варварук лику святых новомучеников России. Память их празднуется в день их мученической смерти 18 июля по новому стилю (5 июля по старому стилю).

Данный эпизод из истории нашего старинного города — еще одно подтверждение того, что многовековая история Сарапула полна интересных событий, связывающих наш небольшой город с историей всей страны. Людей, не равнодушных к историко-культурному наследию Сарапула, ждет еще много находок и открытий, а Сарапульский музей-заповедник с его богатым фондом готов этому содействовать, открывая все новые факты и события.

Е. Опалева,
главный научный сотрудник
Сарапульского
музея-заповедника.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *