Время Романенко

19 ноября 1960 года директором Сарапульского радиозавода имени С. Орджоникидзе был назначен Иван Андреевич Романенко, впоследствии Герой Социалистического Труда, Почетный гражданин города Сарапула

Пятнадцать лет возглавлял Сарапульский радиозавод Иван Романенко. Под его руководством предприятие разрабатывало и выпускало изделия, не уступающие по качеству и техническим характеристикам мировым аналогам.

Александр Иванович
Романенко

Об отце и времени его работы на заводе вспоминает сегодня его сын Александр Иванович Романенко, в судьбе которого 2020 год, как и в жизни отца, стал юбилейным: в 1970 году младший сын директора завода пришел работать на Сарапульский радиозавод в отдел главного метролога.

— Иван Андреевич родился в Ростовской области и принадлежал к поколению, которое сегодня называют «дети войны». Как часто отец рассказывал Вам о войне?

— Говорить о войне отец не любил. В моих детских воспоминаниях сохранились лишь отрывочные его рассказы.

Уже в первые месяцы войны семья оказалась на оккупированной врагом территории. В хутор немцы пришли рано утром. В результате беспорядочного обстрела осколком снаряда был ранен в плечо его отец — наш дед.
На тот момент отцу не было еще четырнадцати лет. Их, несовершеннолетних пацанов, немцы заставляли грузить мешки с зерном. Набравшись смелости, мальчишки разрывали эти мешки, чтобы зерно высыпалось и как можно меньше досталось врагу. Пытаясь избежать участи быть угнанными в Германию, ребята прятались в подвалах и камышах местной речки Тузловка.
Отец вспоминал, как наступали наши войска, как бежали за отступающими немцами полицаи, которых никто не собирался забирать с собой.

Война для отца стала самым мрачным моментом в биографии. Уже в июле-августе 1941 года пропали без вести два его старших брата — Алексей 27 лет и Николай 23 лет. Я пытался по разным информационным базам найти хотя бы какие-то сведения о них, но, увы…

— Как Иван Андреевич выбрал такую неожиданную для деревенского подростка профессию, поступив в авиационный техникум?

— Об этом он никогда не говорил. Но учился всегда хорошо, был активистом и бессменным старостой группы. В качестве дипломной работы взялся за проектирование участка механического цеха для обработки детали авиамотора АМ-42, под который специально был разработан истребитель ИЛ-1.
В 1948 году в составе группы выпускников Ростовского техникума отца распределили на Сарапульский электрогенераторный завод. Позже многие его друзья перебрались на другие предприятия, отец же надолго задержался в Сарапуле.
Ему нравился город, река Кама, он очень любил производство и заводской ритм жизни. Свой путь в профессию он начал сразу мастером механического цеха и очень быстро вырос до начальника производства.

— Вы помните то время, когда Иван Андреевич стал директором Сарапульского радиозавода?

— На Сарапульский радиозавод его перевели в 1960 году. Мне было тогда семь лет, и я слабо помню то время. Для отца, да и для завода, это был по-настоящему значимый период жизни. При участии Воронежского НИИ на предприятии в Сарапуле начали запускать 92-е производство — знаменитую танковую радиостанцию Р-123 «Магнолия». С ее освоением возникали разного рода непредвиденные ситуации. Станция была непростая: сложные механические детали, настройка частот. С ее запуском завод осваивал новые технологии, совершенствовался профессиональный уровень коллектива. Под новое производство на заводе начали крупную реконструкцию. Когда я пришел на предприятие, 92-е производство было уже отлажено.
Но я частенько заходил в тот цех, с интересом наблюдая, как с конвейера сходила легендарная «Магнолия», которую завод выпускал без малого сорок лет.
В то время у нас в доме часто бывали наши заводчане, и было четкое ощущение большой семьи. Помню, что отец дружил с А. М. Калининым — главным технологом, в 1970 году возглавившим СКБ, В. М. Козыревым — главным контролером, А. Н. Коринным — начальником цеха, военпредами Л. И. Лукьяновым и В. А. Дорохиным, который впоследствии работал в Днепропетровске, на заводе, ставшем крупным ракетно-космическим центром страны.

— Свою трудовую биографию Вы начинали на Сарапульском радиозаводе?

— Да, я учился в подшефной заводской школе № 15. Помимо общих дисциплин мы осваивали рабочие профессии, так что одновременно с аттестатом о среднем образовании я получил свидетельство радиомонтажника. В 1970 году поступил в отдел главного метролога. В этом году исполнилось 50 лет, как я начал свой трудовой путь в профессию. После возвращения из армии вновь вернулся в родной коллектив. Работал на монтажном участке, где создавали нестандартную аппаратуру.
Как раз в это время шло освоение первого в стране переносного приемника «Урал-авто». Под него на заводе запустили цех № 14 с конвейерной сборкой. На улице Гоголя выстроили новый корпус напротив памятника С. Орджоникидзе и по этой причине перекрыли участок дороги между улицами Первомайской и Гагарина. На первом этаже здания находился опытный цех конструкторского бюро, а на третьем этаже создали информационно-вычислительный центр с первыми ЭВМ. Под сам цех «Урал-авто» отдали весь второй этаж. Кажется, там были три конвейерные линии, где мы занимались оборудованием рабочих мест. С помощью нашей контрольно-измерительной аппаратуры настраивали, регулировали и проверяли параметры приемника.
Надо отметить, что «Урал-авто» — это собственная разработка радиозавода. Мне помнится, конструкторами ее были О. А. Чазов и Ю. Ф. Соловьев. Завод выпускал до 330 000 приемников в год. Это было поистине массовое производство. Где-то до 140 000 штук уходило на Ижевский автозавод, остальные буквально разлетались по стране. Спрос на «Урал-авто», как и на радиолу «Урал», был огромный. Сарапульский автомобильный приемник стал настоящим советским дефицитом. В одной из командировок в столицу я стал свидетелем, как его продавали, как говорили тогда, «из-под прилавка», «по блату».
На завод приходила масса восторженных писем от простых потребителей. Вот, например: «Здравствуйте, многоуважаемые служащие и рабочие завода по выпуску замечательного приемника «Урал-авто»! Я пишу вам по поводу благодарности за то, что вы выпускаете такую замечательную продукцию. У меня хоть и нет автомобиля, но я все равно купил ваш приемник для переносного режима и очень доволен. Все диапазоны работают чисто и громче, чем у остальных приемников. Купил как-то «VЕF-216» (Рижский электротехнический завод), так уже через 6 месяцев он «зачихал»
и «захрипел». Совсем не то. После ремонта поменял его на три банки кофе».

— Когда смотришь номенклатуру радиозавода времен И. А. Романенко, дух захватывает. Как за один год предприятие могло выпускать целую серию новых изделий?

— Да, отец работал много. На заводе тогда трудилось около 10 000 человек, и управлять таким коллективом было непросто. Номенклатура была огромная. Рабочий день директора был ненормированный плюс все субботы — рабочие. Отец уходил утром — я спал, приходил вечером — я уже укладывался спать. Редкий день, когда
в воскресенье он был с нами. Отец был настоящим коммунистом. Это было видно по всему. Он лично следил за рабочим процессом. Начальники говорили тогда: «Врать Романенко бесполезно, он все видел сам». Одна пожилая женщина из москвичей, приехавших с заводом в 1941 году, однажды разоткровенничалась со мной: «Первоначально мы его не приняли — зеленый мальчишка тридцати
двух лет. Но очень скоро он доказал всем, что он — настоящий профессионал».

— Что значил город Сарапул в жизни Ивана Андреевича?

— Он любил Сарапул и считал его родным городом, ведь здесь началась его трудовая биография. Много лет заботился об улице Первомайской. По воспоминаниям старожилов, это была самая уютная и душевная пешеходная зона в городе. Потом — памятник паровозу. Отец занимался его установкой. И, кстати, по инициативе
заводчан у памятника появилось оригинальное освещение в виде фонарей-колосьев.

И. А. Романенко на 100-летии завода, 2000 г.

Много отец занимался строительством. Вспомните Дворец культуры радиозавода и стадион «Энергия». Жилье для заводчан строил хозяйственным способом. Деньги изыскивались из разных резервов, поэтому он любил говорить: «Победителей не судят».
Уезжать из Сарапула, конечно, было жаль. Работая потом в министерстве, отец продолжал держать связь с заводом, с его директорами, специалистами и своими друзьями. Неоднократно приезжал сюда по делам службы. А в 1975 году даже приехал из Москвы и возглавил выпускную комиссию Сарапульского политеха.

С. Сухинина,
пресс-служба АО «СРЗ».

И.А.Романенко. Посвящение в рабочий класс выпускников ГПТУ -5, 1971 год
Конвейер сборки приемника УРАЛ-АВТО, 70-е годы
КОРПУС № 5 , 1970 год
Участок сборки приемника Урал-авто, цех №14, 1971 год

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *