В русском городе с тюркским именем на финно-угорской земле

Эти слова о Сарапуле принадлежат ученому и писателю Алексею Шепталину, уроженцу нашего города, написавшему о нем замечательную книгу. Также Алексей Александрович – автор русского текста государственного Гимна Удмуртской Республики.
«Русскость» Сарапула стала одной из причин, по которой он не вошел образованную 4 ноября 1920 года Вотскую автономную область.
В течение семнадцати лет город трижды менял свое административное подчинение. В состав Удмуртской АССР Сарапул вошел 22 октября 1937 года. Накануне 100-летнего юбилея государственности Удмуртии вспомним наших земляков, чьи судьбы связаны с удмуртским этносом

ВО ТЬМЕ ВЕКОВ
В 1880 году в типографии Императорского Казанского университета отдельной книгой был издан этнографический очерк штатного смотрителя Сарапульского уездного училища Василия Семеновича Кошурникова «Быт вотяков Сарапульского уезда». Описание проявлений языческих верований вотяков, особенностей их охоты, занятий пчеловодством, пагубного для нравственного и физического здоровья кумышковарения, нечистого быта – все это произведет на современного читателя, я уверена, неизгладимое впечатление.
Приведем начало этого очерка.
Почти по всему протяжению своему от севера на юг – вся западная часть Сарапульского уезда обитаема вотяками, народом финского племени финской ветви. Всех вотяков по Сарапульскому уезду к 1 января 1879 года состояло 76 213 человек. Когда поселились здесь вотяки (в летописях отяки), как и в пределах вообще нынешней Вятской губернии – неизвестно. Пришли же они сюда, как определяют ученые на основании археологических розысканий и филологических данных, из Азии, где жили в отдаленные от нас времена на Алтайских горах и по реке Енисею, где и до настоящего времени сохранилось название Арского племени, т.е. вотяков.
Римский историк Тацит, описывая быт финских народов, говорит, что это был народ дикий, не имевший ни домов, ни коней, ни оружия, питавшийся травами, укрывавшийся от непогод под сплетенными
ветвями, не боявшийся хищных зверей и воли богов. Весьма вероятно, что так же жили и вотяки, тем более что некоторые черты из этой характеристики сохранились еще и за современными вотяками. Они до сих пор любят собирать различные съедобные травы и есть их в сыром и вареном виде, они до сих пор до страсти любят лес и боготворят его…

В самом Сарапуле до революции вотяков практически не было. Родители из числа сельской интеллигенции отправляли сюда на время учебы своих детей: мальчиков – в реальное или духовное училища, девочек – в женскую гимназию. Одна из героинь «Повести о рыжей девочки» имеет реального прототипа – дочь фельдшера Николая Куликова из села Дебесы. К ней, своей гимназической подружке, Лидия Будогоская ездила в гости летом 1912 года.
В селе у Нининых родителей домик совсем как избушка. Окна маленькие, полы застланы половиками. В кухне русская печь. Нинина мама длинным ухватом сажает в печь горшки со щами и кашей. Во дворе куры кудахчут, гуси кричат, блеют овцы…
Нина — проворная девочка: умеет стряпать, умеет стирать и мыть полы. Всему научила Нину мама-вотячка. Когда Ева гостила в Дебесах, ей очень понравилась Нинина мама. Совсем деревенская, в платочке, спокойная и ласковая. И папа, фельдшер, понравился. С виду он угрюмый, шея толстая, как у быка, но очень добрый.

ЗДЕСЬ НАЧИНАЛАСЬ НОВАЯ ЭРА
В сентябре 1919 года был образован Вотский Комиссариат при Наркомнаце РСФСР с местопребыванием в Сарапуле.
Здесь велась огромная работа по подготовке национальной автономии. Без преувеличения можно сказать, что именно в Сарапуле для вотского этноса началась новая эра. Сотрудники Комиссариата готовили агитаторов, организовывали курсы
ликвидаторов безграмотности, избы-читальни, издавали книги и листовки на национальном языке. Свет культуры проникал в далекие темные селения.
В 1920 году в сарапульской типографии была издана пьеса П. А. Батуева (псевдоним Марксистский) «Дезертирлэн вотамез» («Сон дезертира») – одно из первых драматических произведений на вотском языке. В пьесе четыре действующих лица: Иван (горд армиысь пегӟемын, 25 арес), Марья (солэн кышноез, 25 арес), Капитан (тӧдьы офицер), Поручик (сыӵе ик).
3 апреля 1920 года газета «Красное Прикамье» сообщала, что для красноармейцев гарнизона были два спектакля на вотском языке. Возможно, были представлены и пьесы Батуева.
Сын драматурга – Август Павлович Марксистский, 1922 года рождения, тоже связан с нашим городом. В ноябре 1941 года он был призван Сарапульским военкоматом и пропал без вести в апреле 1944-го. Последнее его место службы – Павлоградский танковый лагерь. Сын первого удмуртского драматурга занесен в электронную книгу «Сарапул. Энциклопедия победителей».
В типографии нашего города издавалась первая газета на вотском языке – «Гудыри».
Просмотрим номер столетней давности – за 29 октября 1920 года. По-русски написан адрес редакции: Сарапул, Красная улица, дом Утробина (этот обветшавший дом стоит и сейчас, в нем работал Вотский Наркомнац). Указана стоимость номера: «дуныз 5 манет». На первой полосе напечатаны сводки с фронта: «Польша фронтын пушка куара бариз», «Адзентэм дышмонмы актыгез Врангель гынэ кыле»…
Вторая полоса – «Красноармейская страничка» («Горд салдатлэн страничкаез»). Здесь встречается сочетание «удмурт калыкез» – удмуртский народ, слово, которое со временем полностью вытеснило дореволюционное «вотяки».
В правом нижнем углу «культурный» призыв: «Газетыз тамак кыскын эн кесялэ!». В моем переводе (имею в домашней библиотеке со времен преподавательской деятельности удмуртско-русский словарь) это звучит так: «Газету для курения табака не рвать!».
В сентябре 1919 года в Сарапуле на базе учительской семинарии открылись педагогические курсы, где было и вотское отделение. В число его педагогов входил Кузьма Петрович Чайников (Кузебай Герд) – выдающийся представитель удмуртского народа, возглавлявший издательский отдел Наркомнаца. В Управлении по делам архивов Администрации г. Сарапула хранятся списки преподавателей и выпускников курсов, а также протоколы педсоветов.
После того как Кузебая Герда репрессировали и выслали на Соловки, его жена и дочь навсегда связали свою жизнь с нашим городом. В 2017 году я нашла правнучку Герда, живущую в Санкт-Петербурге, которая поделилась фотографиями семейного архива.

НАВСЕГДА В ИСТОРИИ САРАПУЛА
Одним из первых выпускников вотского отделения педагогических кусов был Иван Степанович Оленев, родившийся 4 августа 1904 года в многодетной семье бедного крестьянина деревни Верхняя Сюрья Сарапульского уезда. Позже он заочно окончил химико-биологическое отделение Кировского пединститута. В 1931 году женился на Глафире Ивановой, выпускнице курсов по подготовке работников школ повышенного уровня при Глазовском педтехникуме. Свадьбы у молодых не было, документ о регистрации брака они получили только перед войной.
В 1936 году Ивана Степановича назначили директором Дебесского педучилища, а в 1938-м он был призван в ряды Красной Армии. В период Великой Отечественной войны служил в штабе армии.
В октябре 1946-го семья Оленевых, в которой подрастали сын и дочь, переехала в Сарапул: Ивана Степановича назначили директором Сарапульского педучилища.
Хорошо помню этого мудрого, спокойного человека – в начале 1970-х годов он работал в педучилище преподавателем химии. Мне навсегда врезался в память один из наших разговоров в учительской во время большой перемены – речь шла о военной подготовке бойцов.
Иван Степанович сказал примерно так: «Не все хорошо владели оружием. И не это главное. Главное оружие в войне – сила духа и любовь к Родине».
Глафира Александровна Оленева работала в педучилище сначала преподавателем математики, затем зав. заочным отделением. В марте 1948 года она перешла на работу в Сарапульский городской комитет КПСС зав. отделом пропаганды. С марта 1949 года по январь 1955 года была секретарем Сарапульского горкома КПСС.
В 1984 году за большие заслуги в области образования, партийной и общественной жизни Г. А. Оленева была удостоена звания «Почетный гражданин города Сарапула».
Сын Оленевых Генрих окончил танковое училище в г. Ульяновске, служил в Германии, затем в Закавказском военном округе. Дочь Идия, выпускница школы № 15, окончила Ижевский мединститут. С 1983 по 1986 годы была инспектором Сарапульского горздравотдела, впоследствии его заведующей.

Прекрасная судьба, достойная жизнь. Невольно думаешь, а смогли бы эти два человека, родившиеся в удмуртских семьях, так же пройти свой путь, если бы их народ не обрел государственность.
В заключение приведу слова третьего куплета Гимна Удмуртской Республики, повествующие о единстве Волги и Камы, о единстве русского и удмуртского народов.

Дун ошмес ву жильыртэ
шуръёсын,
Волга-Кам – пачыл вирсэрам.
Россиен ӵош кайгуын
но данын
Тон, Удмуртие мынам!

Каму и Волгу питала века
Родников живая вода,
В горе и славе с Россией всегда
Ты, Удмуртия моя!

Т. Пеганова,
координатор проекта
«Память Сарапула».
Фото из фондов Музея исто-
рии комсомола и пионерии
Удмуртии.

Глафира Александровна ОЛЕНЕВА,
1930-е годы
Иван Степанович ОЛЕНЕВ,
1920-е годы

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *