Знак качества инженера Лазебника

С именем Исая Лейдовича Лазебника связан один из судьбоносных периодов жизни Сарапульского радиозавода, когда определялась специализация предприятия по выпуску аппаратуры спецсвязи для бронеобъектов

Исай Лейдович Лазебник

Александр Львович, как называли его на радиозаводе, принадлежит к удивительному поколению советских инженеров, создававших «прорывные» изделия в отечественной радиопромышленности.
Родился Исай Лазебник далеко от берегов реки Камы, в старинном украинском городе Смела, в 1926 году. Войну встретил в печально известном ныне городе Беслан, куда семья перебралась еще в 1927 году.
Отца практически сразу забрали на фронт. Пятнадцатилетний подросток с матерью и сестрой в 1942 году переезжает, как говорили тогда, на «большую землю». Позже сам Александр Львович вспоминал: «До Узбекистана добирались в обычных деревянных теплушках — нары до потолка. С жильем в городе было особенно трудно. Комнату, разделенную многочисленными занавесками, делили сразу с несколькими семьями таких же беженцев. Как самое светлое воспоминание, сохранился на всю жизнь сладкий вкус узбекского арбуза с краюшкой военного хлеба».
Заметно опережая своих сверстников в познании точных дисциплин, юноша поступил на подготовительное отделение находящегося тогда в эвакуации в Ташкенте авиационного института. Здесь, далеко в глубоком тылу, он встретил свою первую и единственную любовь — будущего главного врача Сарапульской детской больницы Х. П. Фрейман.
В победные дни 1945 года студентом второго курса вместе с институтом Исай переезжает в Ленинград. Учеба в знаменитом на всю страну вузе (ныне Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения) открыла перед
начинающим инженером дорогу в увлекательный мир его будущих достижений.
Выпускное фото студента Исая Лазебника сохранило лица его знаменитых педагогов: профессора В. С. Меськина — автора открытия немагнитного чугуна, под руководством которого впервые в СССР был разработан ряд способов изготовления деталей методом порошковой металлургии, освоен выпуск трансформаторной динамной стали, являющейся в то время крупнейшим производственным достижением металлургической промышленности, а также Е. Е. Чертовского — русского инженера, изобретателя первого отечественного скафандра, принимавшего участие в создании стратосферных воздушных шаров.

В Сарапул Исай Лейдович Лазебник прибыл по распределению министра в 1949 году. Молодую семью с годовалым ребенком первоначально разместили в гостинице, затем выделили небольшую комнату в коммуналке. Неожиданно оказавшись в суровом климате
Удмуртии, столичный инженер учился колоть дрова и сменил ботинки на теплые валенки.
Уже в октябре того же года молодого радиоинженера назначили начальником лаборатории акустики. За первые пять лет инициативный Александр Львович стремительно вырос до исполняющего обязанности начальника отдела новых разработок.
В 1954 году приказом начальника Второго Главного Управления Министерства радиотехнической промышленности СССР двадцатисемилетнего И. Л. Лазебника назначают на должность начальника нового СКБ и по совместительству — заместителем главного конструктора завода.
Первым изделием специального конструкторского бюро стала радиостанция первого послевоенного поколения «Гранат».
С ее установкой во всех линейных танках был осуществлен переход от коротковолнового диапазона к ультракоротковолновому. В 1962 году Сарапульским радиозаводом была выпущена первая партия легендарной радиостанции «Магнолия», по своей надежности и
простоте в эксплуатации способная составить конкуренцию самому автомату Калашникова.
С 1963 года Александр Львович — главный инженер. В этот период в номенклатуре радиозавода один за другим появляются изделия с приставкой «первый в стране». Под его руководством были разработаны и внедрены в производство миниатюрные приемники «Орленок», «Рубин» и «Космос-2», а также малогабаритный приемник УКВ-диапазона «Луч» и серия радиол «Урал» 1-го класса. Для приезжающих сегодня в наш город туристов неожиданным открытием является информация о Сарапуле как родине автомобильно-переносного приемника. Многие из них с удовольствием рассказывают, что в свое время ждали машину «Москвич» именно ижевской сборки, так как в каждой из них был установлен знаменитый «Урал-авто», модификацией которого стал «Урал-301» — первый отечественный приемник, изготовленный на гибридных интегральных микросхемах.
Настоящим ноу-хау инженера И. Л. Лазебника были организованные на заводе ярмарки идей и созданное в 1968 году КБ «Свободный поиск» для оказания теоретической и практической помощи рационализаторам и изобретателям. В целях распространения опыта Сарапульского радиозавода в 1968, 1973 и 1975 годах проводились отраслевые Дни качества и научно-технической информации. По вопросам организации производства, технического прогресса и условиям труда работников в 1973 году завод посетила группа программы «Время» центрального телевидения.
Заводским изделиям, созданным под руководством Александра Львовича Лазебника, впервые был присвоен государственный Знак качества: в 1969 году — приемнику «Орленок», в 1972 году — радиостанции «Плот» и приемнику «Урал-301», в 1975 году — приемнику «Урал-авто-2».
Александр Львович являлся автором ряда научно-исследовательских работ, изобретений и промышленных образцов. Был автором серии
статей в центральных журналах «Радио», «Радиотехническое производство», «Обмен опытом в радиотехнической промышленности» и бюллетене Совнархоза. Свою насыщенную производственную жизнь главный инженер совмещал с преподаванием спецдисциплин в Сарапульском радиотехникуме и филиале Ижевского механического института.
Авторитет Александра Львовича Лазебника на заводе был велик. Молодые специалисты, а ныне ветераны СРЗ, с улыбкой рассказывают:
«В 60-е годы заводское общежитие находилось в районе Песьянки, как раз рядом с домом Лазебника. Эмоциональные и увлеченные, мы частенько переходили грань допустимого шумового уровня. И тогда
кто-то в комнате обязательно останавливал нас: «Тихо! Рядом работает Александр Львович!»
По словам его младшей дочери Евгении Исаевны, отец работал до 8-9 часов вечера, порой захватывая выходные. Отдыхать любил за шахматами, играл в бильярд и раз в неделю, забрав любимый чемоданчик, отправлялся в заводской спортзал (ныне ТЦ «Гостиный
двор»). Волейбольная команда заводоуправления в составе В. М. Козырева, А. М. Калинина, Е. И. Гранника, В. В. Беляева, Б. И. Лошкарева и В. С. Беденко считалась тогда самой сильной на заводских турнирах.
За годы работы на Сарапульском радиозаводе И. Л. Лазебник был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия В. И. Ленина». Ему
были присвоены звания «Почетный радист СССР», «Отличник соцсоревнования по МРП» и «Отличник гражданской обороны СССР». Имя Исая Лейдовича навсегда вписано в Книгу почета Сарапульского радиозавода.
1 октября 1976 года приказом министра И. Л. Лазебник был переведен главным инженером радиозавода в г. Грозный, где он завершил свой трудовой путь, до конца жизни не утратив связь с дорогим для него
Сарапульским заводом.

С. Сухинина.
Фото из архива музея
АО «СРЗ».

Коллектив конструкторов, 1951 год, И. Л. Лазебник в центре во втором ряду
С рабочим визитом на заводе П. Н. Демичев, секретарь ЦК КПСС, 1974 год.
Слева направо: П. Н. Демичев, И. А. Романенко — директор завода, Г. Чух-
ланцев — слесарь, И. Л. Лазебник, Е. И. Гранник — председатель профкома,
В. К. Марисов — первый секретарь обкома КПСС
Волейбольная команда заводоуправления, 1970-е годы.
И. Л. Лазебник — первый слева
Министр связи Первышин 1968г.
Орленок
Гранат
Р-123 Магнолия
Сборка Урал-авто 1960-е годы

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *