Малоизвестная страница в истории российской авиации

Год 100-летия государственности Удмуртии богат
на памятные и юбилейные даты

Одна из них – 100-летие первого пассажирского авиа-перелета по маршруту Сарапул-Екатеринбург, который был осуществлен в Советской России 2 сентября 1920 года.
Его организатором стал один из лучших летчиков России,
Георгиевский кавалер Алексей Васильевич Панкратьев, служивший в 1919-1920 годах в Сарапуле в составе дивизиона тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». В ходе подготовки перелета вдоль железной дороги по линии Сарапул- Екатеринбург были созданы четыре промежуточные аэростанции с аэродромами, материальной частью, небольшими обозными средствами и
обслуживающим персоналом авиаспециалистов и красноармейцев.

Станция № 1 разместилась в селе Аряж, в 125 верстах от Сарапула. Вторая – в селе Александровское около Красноуфимска. Третья – на станции Биссертский завод (в 30 км от с. Кленовское). В селе Арамильском близ Екатеринбурга была оборудована станция № 4.
Обратный перелет Екатеринбург-Сарапул в 1920 году затянулся. Густой дым от лесных и торфяных пожаров затруднял ориентировку.
Кроме того, полет в дыму при низкой облачности был рискован: в случае вынужденной посадки между аэростанциями найти площадку для спуска не представлялось возможным.
Дважды корабль вылетал из Арамили и возвращался обратно: один раз из-за дыма, второй – из-за плохой работы моторов. Когда корабль вылетел с аэростанции № 3, один мотор остановился, пришлось произвести вынужденную посадку около села Кленовского и ждать нового мотора, который привезли из Сарапула через неделю.
Второй перелет предприняли 15 октября 1920 года, и вновь подвел мотор — самолет сел в Аряже. В это время в районе Красноуфимска шли бои, личный состав станции № 2 принимал в них участие. Пока экипаж самолета ждал прибытия мотора, установилась зима, и 23 октября корабль вернулся в Сарапул.
Дальнейшая реализация проекта была приостановлена: дивизион выполнял срочные задания по подготовке боевых экипажей для фронта. Тем не менее, начало воздушным дорогам было положено, и в историю Российского гражданского воздушного флота навсегда
вошла первая пассажирская линия, соединившая несколько населенных пунктов, в том числе Сарапул и Арамиль.
2 сентября нынешнего года в Сарапуле взял старт автопробег, посвященный этому событию. Участники автопробега — сотрудники Сарапульского музея-заповедника, ДК «Электрон-ЦВиРНК», фотограф, видеооператор проехали по маршруту этого перелета: Сарапул – с. Александровское – с. Кленовское – г. Арамиль – с. Аряж.
Порадовала особая праздничная атмосфера в этих населенных пунктах в связи с нашим приездом. Участники автопробега при помощи партнеров — глав городов и поселений, педагогов, работников культуры — организовали встречи с первоклассниками, их родителями, жителями.
Каждому первокласснику был подарен интерактивный
альманах «Полет в историю», «Музейная почта» с напечатанным текстом «Марша авиаторов»: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор. Нам разум дал стальные
руки-крылья, а вместо сердца — пламенный мотор…». Песня исполнялась со сцены участниками автопробега и неизменно подхватывалась участниками встреч.
Здесь же собравшихся знакомили с историей создания этой песни. Первое публичное исполнение «Авиамарша» состоялось летом 1920 года на железнодорожном агитпункте Киевского вокзала. Исполняли
ее сами авторы – Павел Герман и Юлий Хайт, обладавший в молодости хорошим драматическим тенором. А слушателями были красноармейцы, отправляющиеся на фронт. Несмотря на некоторое несовершенство текста (например, тавтологичность строки «Преодолеть пространство и простор»), песня понравилась и стала своеобразным гимном энтузиастов, мечтавших о полетах. В августе
1933 года, как бы закрепляя всеобщее признание достоинств «Авиамарша», приказом Революционного Военного Совета СССР песня «Все выше» была объявлена маршем Военно-Воздушных Сил страны.
В каждом пункте остановки автопробега участники знакомились с выставкой об истории легендарного авиа-перелета, экземпляры фото-выставки были подарены школам в селах Александровское, Кленовское, Аряж, городе Арамили.
В Арамили участники автопробега-2020 встретились с ветеранами-летчиками, полковниками в отставке Сергеем Александровичем Масловым и Александром Георгиевичем Першаковым, которые рассказали об истории развития аэростанции № 4 в Арамили, на базе которой был создан аэродром, и до 2010 года там базировался авиационный полк.
Во время встречи С. А. Маслов подарил для фондов Сарапульского музея-заповедника книгу «Арамиль – матерь городов Уральских. Документальная повесть» (Арамиль, 2019).
Во многом по материалам этого издания подготовлена данная статья.
Главная цель автопробега «Сарапул-Арамиль-2020», организованного при поддержке фонда Президентских грантов, достигнута: молодое поколение узнало об этой малоизвестной странице в истории
советской авиации, а город Сарапул приобрел новых друзей,
партнеров и, конечно, единомышленников.

М. Шитова,
зав. отделом мониторинга
и популяризации объектов
культурного наследия
Сарапульского музея-
заповедника.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *