Быть честным со зрителем и с самим собой

Актер Сарапульского драматического театра Артем Шевченко рассказал о своей профессии и о новом спектакле «Дни Победы»

— Артем, почему Вы решили стать актером?

— Я пришел в театр по направлению биржи труда. А через некоторое время «втянулся» в процесс и решил остаться на сцене.

— У Сергея Есенина есть строки: «Быть поэтом – это значит то же…». А что для Вас значит быть актером?

— На мой взгляд, одна из составляющих определения «актер» – это самосознание, честность с самим собой. Не лгать себе – это обязательство не только актера перед зрителями, но и человека вообще перед окружающими.
Установление доверительного контакта – это непростой процесс. Зрителю любопытнее и интереснее смотреть на актера, который «показывает», чтосам верит в свою игру.

— А как завоевать доверие зрителей?

— Важно оставаться открытым и показывать людям свой внутренний мир. На самом деле у каждого человека есть укромное место в душе, куда никого не хотелось бы пускать, поэтому большинство из нас
скупы на эмоции. Но если удается «не зажаться» и показать ту часть своего «Я», которую скрыл бы в привычной жизни, то зрители верят тебе и благодарят. Создается особая атмосфера — то прекрасное в спектакле, чего не описать словами. Это нужно прочувствовать.
Получается некое единение со зрителем.

— Если бы Вы не стали актером, какой путь бы выбрали?

— Стал бы сантехником. Я получил профессиональное образование по этой специальности. До того, как меня направили в театр, работал сантехником, причем мне это нравилось. Сейчас с удовольствием сыграл бы в спектакле роль сантехника (смеется).

— Каков Ваш внутренний девиз?

— Не буду скрывать, взял его из книги, затем немного «перекроил»: «Человек, прежде всего, должен знать, что его действия могут быть бесполезны, только он выбрал выполнять их, как если бы не знал об этом». Разумеется, речь идет о добрых делах. Прекрасно знаю, что моя работа в театре может не иметь абсолютно никакого смысла для людей. Возможно, мне не всегда удается что-то кардинально изменить в сердцах зрителей, как это полагается актеру. И все же я буду продолжать работать дальше и надеяться, что своей игрой смогу пробудить в людях лучшие чувства.

— Как Вы работаете над ролью?

— Сначала перечитываю текст, затем анализирую и пытаюсь найти его отголоски в себе. Знаете, в каждом из нас скрыто много чего — и хорошего, и плохого.
Я могу быть очень хорошим, но в то же время – очень плохим.
Моя жизнь это доказала. В процессе работы с ролью отыскать необходимую сторону своей личности, увеличить ее, спроецировать на героя, затем найти еще одну, проделать с ней то же самое и составить из таких лоскутков целостное представление о том, как играть, с какими эмоциями, чувствами и ощущениями.

— Как устроен рабочий день актера?

— В нашем театре репетиции проводятся с 11 до 14 часов и с 18 до 21 часа. Расписание построено так, чтобы актер был в полной боевой готовности.
Как говорил Евгений Ефимович Потапов: «Актер – это не профессия, а образ жизни». Получается, человек не выключается из процесса репетиций, он не уходит со сцены в перерывы между ними. Мысленно он будет там присутствовать, потому что это его жизнь.

— Имеет ли актер так называемое право голоса в постановке спектакля или он выполняет требования режиссера?

— Да, актер может предложить свое видение. Режиссер имеет полное право согласиться с ним или не согласиться. Но тактичность никто не отменял: не нужно в ходе репетиции кричать о своей гениальной идее.

— Расскажите, как идет подготовка к спектаклю «Дни Победы».

— Мы с труппой посмотрели множество военных фильмов, прочитали интервью ветеранов.
Насколько я понимаю, режиссер Урсула Юрьевна Макарова стремится показать именно миг Победы, раскрытьчувства людей в тот момент.
Но, конечно, в спектакле затрагивается множество сторон военной жизни. Они передаются через восприятие рядового человека. Эта деталь важна, потому что солдат – это человек, так или иначе унифицированный. А режиссер пытается раскрыть в каждом герое его чувства и тайные желания. Это крайне сложная задача.

— Чем замечателен спектакль?

— Он, если так можно сказать, «цепляет», заставляет прочувствовать боль утрат и того пути, который предшествовал Победе. Это ощущается даже на репетициях. Мы сейчас всей труппой, как на фронте. Его линия пролегла через нашу сцену. Мы пытаемся не сдавать позиций и сделать все в лучшем виде. Это объединяет нас, что тоже радует. Вообще пьеса раскрывает то, чего, может, лучше бы и не знать. Но знать об этом надо, потому что это наша история.

— На зрителя какого возраста рассчитан спектакль?

— В спектакле нет ничего, что выходит за рамки военной тематики. И никакие его эпизоды не могут как-то психологически травмировать зрителя.
Возраст здесь не важен, важно другое: готовность человека к восприятию.

Анастасия Таначева,
В. Карманов (фото).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *