Советская партийная школа в Сарапуле

Продолжая разговор о создании автономии удмуртского народа в год 100-летия государственности Удмуртии, сегодня вспомним о роли советской партийной школы в этом вопросе

В декабре 1919 года удмуртский комиссариат Наркомата РСФСР по делам национальностей возбудил ходатайство перед ЦК РКП(б) и Наркомпросом РСФСР об организации для удмуртов школы партийной и советской работы. Смета расходов была составлена на 200 курсантов. Партийная школа РКП(б) при Центральном комиссариате по делам вотяков и Сарапульском уездном комитете РКП(б) была открыта 15 февраля 1920 года. Задачей школы являлась
подготовка удмуртских национальных советских и партийных
кадров. Однако по соглашению с Сарапульским уездным комитетом РКП(б) здесь проходили обучение и курсанты других национальностей.

Из характеристики курсанта, направляемого на учебу в Партийную школу при Сарапульском уездном комитете РКП(б) от 1923 года:
«Техническая служащая Нина Владимировна Сухоплюева к своим обязанностям относится добросовестно, расторопная, как пролетарка вполне заслуживающая место для продолжения своего образования, чтоб быть на уровне гражданки Социалистической Советской Республики».


Быть образованным на уровне гражданина Советской Республики означало: быть политически грамотным. Что подразумевалось под понятием «политическое образование в эпоху становления советской системы»? Попробуем разобраться…

Энциклопедическое издание советского периода по вопросу партийного образования давало краткое объяснение: партийные школы – это учебные заведения, подготавливающие руководящих
работников для центральных и местных партийных органов, для научных и учебных заведений. В учебный план областных, краевых и республиканских партийных школ были включены такие предметы, как история КПСС, история СССР, всеобщая история, политическая экономия, диалектический и исторический материализм, основы советской экономики, партийное строительство и т. д. Но в исторических условиях 1920-х годов система партийного образования имела ряд особенностей.
Советско-партийные школы в этот период были двух типов: 1-й ступени и 2-й ступени. Они отличались уровнем партийного образования.
Так, приему в школы 1-й ступени подлежали граждане — члены и кандидаты РКП(б) и РЛКСМ в возрасте от 19 до 35 лет, рабочие и крестьяне, проявившие активность в партийной, комсомольской или советской работе, умеющие читать и писать, обладающие общеполитической подготовкой в объеме сокращенных школ политграмоты.
Школы 2-й ступени подразумевали более высокую степень политической подготовки. Желающие обучаться в партийных школах этого типа должны были обладать партийным стажем не менее двух лет и общей политической подготовкой в объеме курса совпартшколы 1-й ступени первоначального 3-месячного типа. Допустимый процент курсантов, не имеющих членства в рядах РКП(б) и РЛКСМ, составлял не более 10 процентов всего числа курсантов. При этом подчеркивалось, что это должны быть рабочие от станка или крестьяне от сохи.
Особое внимание при приеме в советско-партийные школы уделялось состоянию здоровья. Поступающие подвергались тщательному медицинскому осмотру. Больные заразными, в том числе венерическими, заболеваниями, страдающие туберкулезом, не оправившиеся от перенесенных тяжелых заболеваний приему в совпартшколу не подлежали. Инвалидность не могла быть препятствием к поступлению, если она, по заключению врачей, не оказывала влияния на умственный труд.
Кроме медицинского обследования, все курсанты проходили отборочные комиссии при губернских и уездных комитетах на политическую благонадежность. Одной из претенденток, например, было отказано по очень убедительной причине: «Упрос просит воздержаться от принятия в число слушателей с.п.-школы воспитанницы детдома Военведа № 5-6 Гаркуновой Любови Зосимовны, ибо таковая есть дочь служителя культа».
Преодолевшие все испытания и все-таки ставшие курсантами совпартшколы получали в течение года паек и вещевое довольствие, а их семьи – содержание, что было предусмотрено соответствующим Декретом Совнаркома. После окончания совпартшколы курсанты распределялись далее на партийную и просветительскую работу.

Более детально процесс становления партийного образования на местах в 1920-е годы рассмотрим на примере советско-партийной школы I ступени им. Ильича г. Сарапула. Совпартшкола в Сарапуле
была образована из Военно-агитационной школы:
«…15 февраля 1920 г. в Сарапуле была открыта Партийная школа РКП(б) при Центральном Комиссариате по делам вотяков в Сарапульском уездном комитете РКП (б)».
В этот период школа называлась Уездной совпартшколой 1-й ступени и находилась в ведении Главполитпросвета. Собственно говоря, в начале 1920-х годов Сарапульская совпартшкола являлась школой политической грамоты так называемого «3-месячного типа» с общим курсом обучения, рассчитанным на 130 часов.
Одним из первых преподавателей Сарапульской партийной школы стал Иосиф Алексеевич Наговицын. Наговицын читал для курсантов лекции по вопросам текущей политики, а также истории революционного движения в России и на Западе, рассказывал слушателям историю РКП и объяснял программу партии. «Когда я слушал впервые его выступление, он поразил меня умом и простотой. Я был восхищен им и был горд, что из среды удмуртов вышел такой видный политический деятель», — вспоминал впоследствии краевед-глазовчанин А. Г. Волков.
Само существование школы в условиях разрухи, жилищного кризиса, крайне нестабильной политической ситуации было сложным. Школа не имела собственного здания, располагаясь в различных национализированных помещениях. Нормы приема курсантов определялись директивами губернской совпартшколы и в различные годы ее существования составляли от 28 до 120 человек. Поскольку первоначально партийная школа являлась уездной, а позднее окружной, в г. Сарапул для обучения командировались курсанты Сарапульским, Воткинским, Осинским комитетами РЛКСМ, Упрофбюро, различными союзами.

В 1923 году советско-партийная школа в Сарапуле пережила значительные преобразования.
Изменения были связаны с назначением на должность заведующего школой Валентина Викентьевича Савицкого, активного участника революционных выступлений рабочих в г. Казани, драматурга, друга наркома просвещения А. В. Луначарского, который и дал рекомендацию для назначения Савицкого заведующим партийной школой в Сарапул. Савицкий писал: «…Я принял под свое руководство школу в крайне хаотическом состоянии, совершенно отсутствовало
делопроизводство»
. С 1 мая 1923 года Уездная совпартшкола была реорганизована в Окружную 1-й ступени им. Ильича. Тогда же для
нее было выделено отдельное помещение – здание бывшего Удельного ведомства по ул. Красного Спорта, 26 (ныне ул. Гагарина). Это был роскошный подарок: двухэтажное каменное здание с подвальным помещением для столовой, кухни, склада и столярной мастерской. Рядом находился сад с площадкой для спортивных игр.

Организация учебного процесса в советских партийных школах являлась строго регламентированной директивами Главполитпросвета и Учебной Коллегией. Ряд особенностей имел и сам учебный процесс.
Учитывая специфику обучения и состав учащихся, в начале учебного года занятия проводились в форме беседы. В младшей группе — в форме вопросов и ответов, в старшей — в форме семинаров и докладов без предварительных лекций. Преподаватели проводили письменные работы, коллективное чтение книг и газет с последующим разбором прочитанного материала. Далее в течение учебного года применялась смешанная форма занятий с тенденцией перехода от простых форм организации учебного процесса к более сложным. Наибольшее выражение это находило при преподавании таких предметов, как экономика, история революционного движения, история партии и Коминтерна, математики и русского языка.
Лекции в партийных школах распространения не получили и, как правило, были лишь вводными либо заключительными.
По предметам общественнополитического цикла — политической экономии, истории революционного движения и истории РКП(б) наиболее эффективным считалось проведение лабораторных занятий. Учитывая крайне невысокий уровень грамотности курсантов, преподавателям приходилось уделять много времени формированию таких навыков, как умение пользоваться книгой, газетой, исследовательским материалом, подробно указывать, как делать из книги выписки, заметки, составлять конспекты, тезисы, графики и т. д. Для отстающих курсантов создавались дополнительные кружки.

М. Шитова,
зав. отделом мониторинга
и популяризации объектов
культурного наследия Сара-
пульского музея-заповедника.
По материалам
Сарапульского музея-
заповедника и архивным
документам.

Окончание в следует.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *