Алло, телефонные мошенники?

С развитием технологий охотники за наживой быстро освоили виртуальное пространство: звонки от имени банка — одна из излюбленных схем обмана

Телефонное мошенничество с каждым годом становится все более
распространенным: раздается телефонный звонок — и из вас буквально вытягивают информацию.
Существует очень много схем, по которым действуют телефонные мошенники. И в погоне за наживой они постоянно совершенствуются. Распознать мошенников и не попасться на их удочку должен уметь каждый гражданин.
До 90 процентов всех своих решений в жизни человек принимает под влиянием эмоций. А мошенники — очень хорошие психологи и активно пользуются этим фактом, когда пытаются вас обмануть. Их задача: усыпить вашу бдительность, сыграть на ваших чувствах и украсть все деньги, пока вы не успели опомниться. В своих действиях они используют одни и те же уловки: торопят, запугивают, давят на чувство вины или жалости, умеют убеждать и настаивать на своем, льстят и искусно ведут беседу с предполагаемой жертвой. Вас торопят с принятием решения? В разговоре вас чем-то напугали? Настойчиво просят следовать их инструкциям? Кладите трубку — не ведите никаких разговоров, не отвечайте на sms. Не спешите! Вот несколько реальных историй.

ТАКСИ В ПУТИ
На днях бабушке позвонили якобы из службы безопасности ее банка. Сказали, что с ее карточки кто-то только что попытался украсть деньги. Они операцию заблокировали, но деньги надо срочно перевести на некий безопасный счет, чтобы воры до них снова не добрались.
Спросили, умеет ли она пользоваться интернет-банком или мобильным приложением. Бабушка ответила, что не умеет. Тогда ей сказали, что пришлют за ней такси и отвезут к ближайшему банкомату, чтобы перевести деньги через него. Очень ее торопили. Бабушка сказала им адрес, буквально через 15 минут за ней приехало обычное такси.
От банкомата бабушка им перезвонила, они продиктовали ей номер счета и проинструктировали, что сделать. В результате она перевела мошенникам все деньги, которые были у нее на карте.

ВАМ ПОЛОЖЕНА ВЫПЛАТА
Дедушке позвонили и сообщили, что суд постановил выплатить ему компенсацию за моральный и материальный ущерб, поскольку он стал жертвой незаконно действующей организации, продающей медицинские препараты, приборы и БАДы.
Компенсация составит 450 тыс. рублей.
Сумма немаленькая, тем более для пенсионеров, так что неудивительно, что они с бабушкой решили не упускать такую возможность. Позже им снова позвонили «из аппарата Центрального Банка» — мол, для того чтобы вскрыть банковскую ячейку с 450 тысячами, нужно перевести 10 тысяч рублей на такой-то счет. Дедушка отправил эти деньги. После этого с ним связались якобы сотрудники уже местного отделения Центробанка и сообщили, что платеж получен, но программу компенсаций отменили на государственном уровне. Теперь, по их словам, чтобы деньги не пропали, требовалось внести страховой залог в 157 тыс. рублей. Как только он поступит, инкассаторы привезут всю компенсацию на дом. На этот раз из-за суммы залога дедушка засомневался: что это за компенсация такая, если за ее получение нужно выложить почти столько же? Он заподозрил неладное, сам позвонил по официальному телефону банка и, конечно же, узнал, что стал жертвой обмана.

ПРОДИКТУЙТЕ ЦИФРЫ НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ
Нужен был кредит на крупную сумму. Я подала заявление в несколько банков. В одном отказали почти сразу, в других сказали, что объявят о своем решении через несколько дней. Через три дня позвонил мужчина, представился сотрудником одного из этих
банков. Я подтвердила, что обращалась в банк. «Сотрудник» спросил, есть ли у меня их карта, поскольку для одобрения кредита нужно внести ее данные в мою заявку. Как только банк примет окончательное положительное решение, деньги перечислят на эту карту.
Я продиктовала номер карточки, но в базе карта с такими данными якобы не высветилась, он сказал, что можно поискать ее по другой базе, но для этого нужно продиктовать три последние цифры на оборотной стороне. Продиктовала. Он поблагодарил, сказал, что кредит скоро будет одобрен. А через несколько минут на мой телефон пришло sms о снятии со счета 50 000 рублей — всех денег, включая кредитный лимит.
Я подумала, что произошел сбой: ведь карта была на месте, пин-код я не сообщала. А муж прочитал sms и сказал, что это мошенничество. Позвонила на «горячую линию» банка, обратилась в полицию. Деньги мне, наверное, не вернут, а вот проценты за использование кредитного лимита начисляются.

К сожалению, эти истории — лишь капля в море всех зарегистрированных случаев. Число краж с помощью телефонных звонков растет, а раскрываемость таких дел крайне низкая. Мошенники не дремлют, обман может коснуться каждого.

ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬСЯ НА КРЮЧОК, запомните пять простых правил.
— Если вам звонят из банка, положите трубку. Перезвоните самостоятельно по номеру телефона, указанного на обороте вашей банковской карты.
— Помните «портрет мошенника»: если вас торопят, оказывают давление, пытаются узнать личную информацию, в том числе любую информацию о карте, — насторожитесь.
— Не перезванивайте по неизвестным номерам и не отвечайте на неизвестные sms.
— Никому не сообщайте реквизиты своих банковских карт (CVC/CVV-код, пин-коды, коды подтверждения операций из sms).
— Сохраняйте спокойствие и не делайте поспешных выводов.

Всего пять простых правил уберегут ваши средства, а также вас и ваших близких от ненужных переживаний.
Расскажите об этих простых правилах своим близким. Сохранность ваших денег — в ваших руках, не дайте мошенникам себя обвести!

Метериал подготовлен Центром
финансового просвещения УР.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *