Символ мужества

2020 — Год памяти и славы

Еще со времен античности мужество считалось одной из добродетелей, отражающих нравственную силу, которая помогает преодолеть страх смерти. Массовый героизм и беспримерное мужество проявили миллионы советских людей в годы Великой Отечественной. И все-таки среди героических подвигов есть исключительные примеры. Символом мужества можно назвать подвиг нашего земляка – летчика Бориса Федоровича Шубина

Мальчишка, мечтавший о небе
Борис Шубин родился в 1920 году, по одним сведениям – в пос. Бутыш Сарапульского района, по другим – в Сарапуле. Но свидетельства о рождении нашего героя никто никогда не представил.
Учился в Сарапуле: сначала в школе, потом в лесомеханическом техникуме. Как и многие мальчишки, мечтал стать летчиком. Занимался в авиамодельном кружке, был курсантом Сарапульского аэроклуба.

Из газеты «Красное Прикамье» за 10 октября 1935 года:

«Боря Шубин – ученик 7 класса ФЗД № 2 только что вернулся из начальной школы № 4. Там он проводил беседу с мальчиками об авиамоделизме. Он им показывал свои модели и рассказывал о своих достижениях. Боре Шубину действительно есть чем похвастаться. На конкурсе в пионерском лагере его модель пролетела 109 метров, заняла второе место и была премирована. Теперь Боря Шубин занял
одно из центральных мест в авиамодельной лаборатории только что открывшейся детской техстанции. Здесь он успел сконструировать авиамодель, летающую уже 200 метров.

Хочу быть летчиком, — заявляет Боря Шубин. — А хорошим летчиком я буду лишь тогда, когда сам сумею сделать модели планеров, когда буду знать «душу» и тело летающей машины…»

Из газеты «Красное Прикамье» за 16 июля 1938 года:

«Над обширным зеленым полем плывут облака, подгоняемые легким ветерком. Изредка по траве пробегают светлые полосы солнечного света, пробивающегося сквозь просветы в тучах. Мощно гудят моторы.
Один за другим поднимаются самолеты, делают круг, приземляются и снова взлетают.
– Товарищ Шубин! Приготовиться к самостоятельному полету! — подается команда.
Быстро, но без волнения к самолету подходит учлет Шубин, садится в кабину. Взгляд на приборы, вперед, назад: нет ли где препятствий, и правая его рука поднимается над головой. Флажок стартера разрешает взлет.
Самолет, взвихрив воздух, приминая колесом жесткую траву, рванулся вперед, пробежал по полю и плавно оторвался от земли.
Сделав круг, самолет пошел на посадку, к земле притронулся легко, без толчков и, пробежав немного, остановился у линии старта.
Из кабины вышел сияющий учлет, довольный удачным по
летом.

— Товарищ начальник аэроклуба! Курсант товарищ Шубин, совершивший шестьдесят полетов с инструктором, шестьдесят первый полет совершил самостоятельно. Оценка полета и посадки «отлично», — доложил начальник летной части.
Благодарю вас, товарищ Шубин, за отличное выполнение полета, — говорит начальник аэроклуба. — Служу Советскому Союзу! — слышится ответ.
Шубин уже среди товарищей, горячо поздравляющих его. А у передвижной стенной газеты склонился член редколлегии, вписывающий на листке бумаги статью об отличнике учебы т. Шубине».

От рядового пилота до комэска

В 1938 году Борис по путевке Сарапульского военкомата был направлен в авиационное училище. Окончив его, в конце 1940-го прибыл в авиаполк в звании младшего лейтенанта.
С июня 1941-го сражался в составе 226-го бомбардировочного авиаполка, впоследствии преобразованного в 800-й штурмовой авиаполк.
В одном из воздушных боев начального периода войны был тяжело ранен, но отказался лечь в госпиталь и лечился в полевых условиях. С незалеченной полностью раной начал снова вылетать на боевые задания.
После перевооружения на Ил-2 был назначен помощником командира эскадрильи.
Участвовал в обороне Харькова и Воронежа.
Осенью 1942 года его назначили командиром 3-й эскадрильи. Сослуживцы отмечали, что он мастерски владел самолетом Ил-2, выполнял на нем фигуры высшего пилотажа.
За боевые подвиги Борис Шубин был удостоен четырех орденов — Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны II степени и ордена Александра Невского.

Из наградного листа Б. Ф. Шубина:

«Лейтенант Шубин в составе полка на фронте Отечественной войны с самого ее начала. За период войны из рядового пилота вырос до боевого, тактически грамотного, волевого командира эскадрильи.
С начала Отечественной войны работает на самолетах Су-2 и Ил-2 пилотом, командиром звена, командиром эскадрильи. Работая на Юго-Западном фронте в 1941 и 1942 гг. по разгрому танковых колонн, рвущихся к центру советской Родины, т. Шубин произвел 52 отлично выполненных боевых вылета. Летая без прикрытия истребителей, в воздушных боях был дважды тяжело ранен.
Большой героизм со стороны т. Шубина был проявлен 8 декабря 1942 г. в районе Белом. Наш мотомеханический корпус далеко прорвался в глубь противника, начал отражать подброшенным резервом танки. Нашей группировке войск угрожало окружение.
Четверка молодых пилотов под командованием Шубина налетела громить скопление вражеских танков и техники.
Несмотря на сплошное море разрывов снарядов от зенитной артиллерии, прикрывающей это скопление, т. Шубин нанес дерзкий, точный, сокрушительный удар, взорвав сразу 3 склада горючего, 2 склада с боеприпасами, уничтожил много техники. Этим самым внес большую панику у противника и дал возможность нашим войскам перейти в наступление и добить остатки гитлеровцев и захватить
большие трофеи.
Командующим Армией высоко оценен героизм т. Шубина: объявил благодарность всей четверке и наградил всех орденом Отечественной войны.
Работая на Калининском фронте, т. Шубин неоднократно проявлял подлинный героизм советского летчика-штурмовика. Участник взятия города Великие Луки, на который в самых трудных метеоусловиях произвел и отлично выполнил ведущим группы 12 боевых вылетов. 9 раз т. Шубин водил группы на уничтожение моторизованных колонн, рвущихся с юго-запада к Великим Лукам на соединение с окруженным гарнизоном.
Благодаря его смелым сокрушительным ударам колонны были разгромлены и наземными частями отогнаны назад.

5 января 1943 г. при полете на выполнение боевого задания группой в районе Великие Луки в берегах и ложбине у с. Бутитино т. Шубин обнаружил большое скопление – до 40 танков и 70 автомашин.
Умело принял тактическую хитрость и дерзко внезапно атаковал технику врага. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, произвел три захода, взорвал и уничтожил 5 танков, 18 автомашин,
2 цистерны и много гитлеровцев. Только на его личном счету на Калининском фронте числится уничтоженным: 1 МЕ- 109, 3 склада с боеприпасами, 5 цистерн с горючим, 9 танков, 30 автомашин и много другой техники.
Тов. Шубин пользуется заслуженной любовью и уважением не только среди летчиков полка, а также всей дивизии как грамотный, смелый боевой командир, который, не считаясь с жизнью, способен выполнить любое задание.

Борис Федорович Шубин.
Фото из фондов Сарапульского музея-заповедника

Последнее задание
Всего на счету Б. Ф. Шубина за период его участия в Великой Отечественной войне было около 130 боевых вылетов, во время которых им были уничтожены десятки неприятельских самолетов, сожженных или поврежденных на земле и семь сбитых в воздушных боях, 36 танков, 57 автомашин, подавлен огонь 12 артиллерийских батарей, взорвано восемь цистерн с горючим. В последний раз Борис Шубин поднялся в небо 14 июля 1943 года.

Из очерка А. Митрофанова «Герой Курского сражения»:
«14 июля Шубин под вечер третий раз за день повел свою эскадрилью нанести удар по танковым и механизированным войскам врага в районе Ржавец-Беленихино. Это был для него роковой полет. В них стреляли зенитные орудия, скорострельные эрликоны, крупнокалиберные пулеметы и даже минометы. Временами небо буквально чернело от разрывов зенитных снарядов. Но как ни силен был обстрел, однако не мог он удержать «Илы», – прорываясь сквозь огненную стену разрывов, летчики устремлялись за комэском и отвечали огнем на огонь.
Необычно в этот день возвращалась третья эскадрилья. Еще издали мы не досчитались в строю одного самолета.
Шли «Илы» как-то кривым клином, вразброд, не по-шубински.
– Где Шубин? – задал я тревожный вопрос по радио.
Воздух молчал.
– Где командир? – задал я тот же вопрос, когда летчики
пришли на КП.
Все опустили головы.
– Погиб наш командир, – сказал наконец Чепелюк, который летел близко, все видел и слышал. — Шубин взорвал три танка, поджег бронетранспортер с гитлеровцами. Снова зашел для атаки и открыл огонь по зенитным батареям, осыпавших штурмовиков снарядами.
Это была дуэль между «Илом» и сотнями зениток. «Бейте гадов!» – кричал Шубин по радио. И вдруг смолк. Разрывом зенитного снаряда самолету оторвало крыло. «Ил» опустил нос и стал падать почти отвесно. В таком положении вылезти из кабины и выпрыгнуть
с парашютом невозможно.
В последние минуты жизни Борис Шубин направил горящий самолет на врага. Он вошел в историю Отечественной войны как летчик, совершивший огненный таран. Всего в этом списке 450 человек, многие из них удостоены звания Героя Советского Союза. Некоторым
посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации уже в наши дни – значит, было кому выдвинуть героев на заслуженную награду.
А вот наш земляк за свой последний подвиг наград не имеет.

Помним ли?
Гордимся ли?

«Мы помним, мы гордимся!» — лозунг последних лет, к сожалению, не всегда оправданный: есть забытые герои. Кроме воспоминаний командира штурмового авиаполка А. Митрофанова, опубликованных в «Красном Прикамье» в 1970 году, в Сарапуле никто ничего не написал о Б. Ф. Шубине, не попытался найти документы о рождении, об учебе в школе и техникуме.
Его мать Надежда Андреевна проживала в доме № 74 по ул. Красноармейской. Умерла в 1956 году в возрасте семидесяти восьми лет – поздний у нее был сынок. Об отце героя вообще ничего не известно.
Старшая сестра Клавдия Федоровна (в замужестве Глухова) работала медсестрой в туберкулезном диспансере. Ушла из жизни в 1991 году.

Получали ли они письма с фронта? Кто сдал на хранение в музей фото
Бориса Шубина? Остались ли в Сарапуле те, кто хоть что-то может сказать о нем?
Очень хотелось бы исправить несправедливость — чтобы имя героя звучало в его родном городе.

Т. Пеганова,
координатор проекта
«Память Сарапула».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *