К войне в театре свой поныне счет

Творческим салютом в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне станет новый спектакль «Дни Победы», премьера которого планируется в Сарапульском драматическом театре.
О работе над спектаклем мы говорили с режиссером-постановщиком Урсулой Макаровой

? Урсула Юрьевна, в Год памяти и славы режиссеру, театральной труппе невозможно обойти тему Победы, как сказал Владимир Высоцкий: «К войне в театре свой поныне счет: долг неоплатный им, живым и павшим!»

— Когда делается спектакль к такой памятной дате, то, безусловно, в первую очередь мы отдаем дань уважения тем, кто воевал, кто победил, тем, кто пал смертью храбрых, тем, кто выжил, кто поднял страну из руин.
И здесь нам очень повезло с драматургическим материалом.
Пьеса «Дни Победы» молодого автора Ксении Степанычевой – это
воспоминания реальных людей.
Конечно же, в этом есть и определенная постановочная сложность, потому что нет диалогов, к которым мы привыкли, нет «проявленного действия»: на сцену не выходят фашисты, там не происходят сражения, а есть разговор людей, которые не понаслышке
знают о войне, знают о победе.
Повторюсь, ценность материала, прежде всего в том, что это — живые воспоминания, в которых органично сосуществуют радость от Победы и горечь от поражений, от несправедливости.
И мы попробовали создать диалог со зрителем, чтобы факты, которых мы не знали или о которых забыли, снова стали очевидными.
Ведь мы сами не можем «вспомнить» Великую Отечественную войну, большинство из нас знают о ней по рассказам дедушек и бабушек, по разговорам. И пьеса «Дни Победы» – это возврат в наше детство, когда нам рассказывали что-то, это очень маленький кусочек человеческой жизни, объединенный войной и Победой.
В разговорах с артистами во время работы над пьесой мы пришли к тому, что Победа — это огромное, широкое понятие. Она вырастает из маленьких ежедневных побед. Когда ты находишься на передовой и тебе по команде надо подняться и бежать в атаку, и ты прекрасно понимаешь, что именно сейчас твоя жизнь может закончиться. Но ты встаешь. Это ведь тоже победа! Или жизнь и работа в тылу, где тоже нелегко.
Из этих маленьких побед — преодоления себя — вырастает что-то огромное, которое до сих пор, спустя 75 лет, имеет значение для всей страны.

? Не очень-то много у нас праздников, таких памятных дат, когда вся страна объединяется.

— Это то, о чем забывать нельзя! И мы попробуем еще раз вспомнить и сделать это по возможности достойно. Хотя здесь тоже возникает определенная сложность из-за определенных стереотипов. То есть мы воспринимаем Победу так, что все должны радоваться, забывая, зачем мы, собственно, собрались. А это праздник со слезами на глазах.
И потому наша задача рассказать о Победе не учебником, не подборкой сухих фактов, а показать живых людей, которые, собственно, нам этот праздник, эту Победу подарили ценой своей
жизни, очень многих жизней.
И я, и художник Наталья Бокова об этом много думали, говорили…
Ну, выстроим мы на сцене окопы, брустверы поставим – создадим
обстановку, но мы не были на этой войне, мы только смотрели фильмы о ней. Не будет жизни, не будет правды. Я видела
много военных спектаклей, но очень часто мы не играем войну,
мы играем военные фильмы, которые смотрели с детства. То есть,
это бесконечный набор штампов и клише.
А воспоминание прекрасно тем, что внутри него есть всегда
собственный мир. И мне кажется, это куда более точно и честно…

? Хватит ли у театра возможностей, чтобы сделать интересным действие на сцене?

— Мы обладаем в театре большим арсеналом: светом, возможностью выстроить сценическое пространство так, чтобы это не было выступлением с трибуны.
Должна быть некоторая обстановка: быт, момент отдыха на привале, момент задушевного разговора. Даже если разговор идет со зрителем, он требует определенной жизни, а не только актерского мастерства. Нужно создать атмосферу, чтобы сделать спектакль «Дни Победы» живой историей.

? «Дни Победы» — Ваша вторая постановка вслед за спектаклем «Пять вечеров» на сцене нашего театра. Вам приятно работать с нашей труппой?

— Если бы не было приятно, я бы больше не приехала. Я искренне полагаю, что этой труппе подвластно все, потому что у актеров
Сарапульского драматического театра очень высокий уровень профессионализма. Думаю, что каждый режиссер, который сталкивается с труппой, подобной сарапульской, конечно же, испытывает огромную рабочую радость. Ведь счастье, как известно, когда тебя понимают. И это счастье в полной мере можно ощутить здесь.

Беседовала Е. Шикалова.

Театр дома

В то время, когда все мероприятия в стране отменены,Сарапульский драматический театр предложил горожанам«антивирусную» акцию

«Театр дома» — это акция, во время которой для зрителей и почитателей сарапульской драмы в интернете публикуются материалы из архива театра — записи спектаклей, творческих вечеров, а также другие интересные события из жизни театра.
Показы можно смотреть бесплатно в социальных сетях в группах Сарапульского драматического театра.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *