Хранимая Богом сарапульская земля

Пока есть явления, необъяснимые наукой, в людях сохранится и вера в волю Творца на земле и на небе, и надежда на чудо

Старейшее упоминание об эпидемиологическом заболевании на территории современного Сарапула относится к 1657 году, когда в селе Вознесенском и его окрестностях случилась эпидемия моровой язвы, как в старину называли чуму. Людей умирало так много, что некому было хоронить покойных — тела складывали по обочинам.

Сарапульцы решили, что, если Господь молитвами Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских им не поможет, то надеяться больше не на кого. Посадили гонца в лодку и отправили за 45 километров по Каме в село Березовку, где была обретена и хранилась в Троицком храме чудотворная икона Святого Николая Мирликийского. Гонец уговорил дать березовцев икону. А когда его по возвращении встретили на берегу и крестным ходом прошли вокруг поселения, произошло чудо — никто более не заболел, никто не умер, а все болящие разом выздоровели. Причем моровая язва прошла не только в Сарапуле, но и во всей округе, выздоровели не только православные, но и магометане — башкиры и татары и даже тогда еще язычники удмурты и марийцы. Чудо послужило основанием для появления Крестного хода, одного из старейших в России, собиравшего в Сарапул по 70 000 паломников. В память о чудесном избавлении ежегодно березовская икона Святителя Николая приносятся в Сарапул. А поскольку чудо произошло в день празднования явления иконы Пресвятой Богородицы в граде Казани, Крестный ход называется Казанским.

Чудо стало легендой, церковным преданием, и даже Почетный гражданин города Сарапула, действительный член Русского Императорского географического общества, этнограф, краевед, педагог, писатель, общественный деятель, священник Николай Николаевич Блинов, в своих трудах описывая историю возникновения Сарапульского Казанского крестного хода затруднялся датировать, в каком году чудо произошло — в 1600, 1613 или 1657? Пока в 1909 году во время строительства водопровода было вскрыты братские могилы на «Оползине», что позволило не только подтвердить легенду, но и по сохранившимся монетам царствования Михаила Федоровича и Алексея Михайловича точно установить год чуда Святителя Николая в Сарапуле. Традиция была прервана в 1918 году и восстановлена в 2009 году.

В 2012 году, через 355 лет после Чуда святителя Николая в Сарапуле, митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко) совершил великое освящение Никольского храма, построенного на месте того самого, обнаруженного в 1909 году Оползинского кладбища с жертвами чумы.

Кроме почитания Святого Николая (в шести из 21 сарапульских храмов были освящены престолы в честь святителя, имели там его приделы или часовни) и Сарапульского Казанского крестного хода с его чудотворной иконой издревле в Сарапуле было велико почитание и даже доступны для поклонения в Воскресенском храме величайшее христианские святыни — Частица Животворящего Креста Господня и Частица камня от Гроба Господня, а также мощи великомученика целителя Пантелеймона, священномученика Харалампия, мученика Трифона – святыни, к которым православные обращаются с ходатайствами о здоровье. А вот к младенцу Кирику взрослые обращаются о здоровье младенцев, а дети о здоровье родителей.

После того, как Сарапулу возвращена архиерейская кафедра, статус собора получил Покровский храм. Ему подарены частица мощей Святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, и преподобного Сергия Радонежского, к которым, как и к преподобному Серафиму Саровскому в его храме в микрорайоне «Южный», обращаются об исцелении как тела, так и души.

Медицинские и санитарно-эпидемиологические методы в период эпидемий тоже, конечно, применялись. Так, в середине XIX века началась эпидемия холеры. В рапорте Вятскому губернатору единственный на Елабужский и Сарапульский уезды лекарь Шапошников пишет, что «не имеет совершенно никакой возможности действовать». Но при этом в Елабужском уезде от эпидемии холеры умерло тогда почти 400 человек, а в Сарапульском уезде ни умерших, ни даже заболевших не было! Вспышки инфекционных заболеваний хотя и случались, но за 25 (!) лет работы Сарапульская земская больница отчиталась о 600 случаях сыпного тифа, о 900 с небольшим случаях тифа брюшного, 432 случаях холеры и 2252 случаях лихорадки (вероятнее всего, это мышиная или по-научному геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, которую тогда ни диагностировать, ни лечить не умели). В случае пандемии испанского гриппа, которым в 1918-1920 годах во всем мире заразилось около 550 миллионов человек (29,5 процента населения планеты), а число умерших оценивают от 17 до 100 млн. человек (0,9-5,3 процента населения Земли). Не обошла та пандемия и бывшую Российскую Империю, причем в пятерку лидеров по заболеваемости вошла и Вятская губерния. Вот только Сарапул и уезд испанка чудесным образом миновала!

И сейчас, в период пандемии новой коронавирусной инфекции, хочется верить, что Сарапул останется «хранимой Богом земли». Земли, на которой по воле Его все мы живем.

В. Ерастов, древлехранитель Сарапульской епархии.

Один комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *