В ЦИФРАХ И ФАКТАХ

В 2019 году специалистами по защите прав потребителей территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР в г. Сарапуле рассмотрено 183 письменных обращения граждан (за аналогичный период 2018 года таких заявлений было 102)

По результатам рассмотрения были даны в основном консультации (80 процентов от всех заявлений). В 38 случаях руководители предприятий и предприниматели были привлечены к административной ответственности. Кроме того, два обращения стали основанием для проведения контрольных закупок.
А в нескольких случаях нарушенные потребительские права пришлось отстаивать в суде. В минувшем году сотрудниками отдела было подано шесть исковых заявлений в защиту прав потребителей (пять – в защиту конкретных граждан и один – в защиту неопределенного круга лиц).
По решению суда по двум искам были заключены мировые соглашения, еще по трем исковые требования были удовлетворены в пользу потребителей. Мы выбрали наиболее интересные примеры из судебной практики.

ТЕХНИКА

Гражданин В. купил в одном из магазинов города смартфон, правда, радоваться долгожданной покупке пришлось недолго: аппарат произвольно выключался, не загорался экран, не «шла» зарядка. Законные требования потребителя о расторжении договора купли- продажи и возврате уплаченных за некачественный товар денег продавец проигнорировал. В связи с чем покупатель обратился в территориальный отдел Роспотребнадзора. Его сотрудники, в свою очередь, вышли с иском о защите прав потребителя в суд. В суде в ходе рассмотрения гражданского дела между потребителем и продавцом было заключено мировое соглашение, по которому ответчик возместил В. 12 000 рублей, предоставив другой смартфон.
Неисправная техника, а именно планшет, стала причиной еще одного судебного разбирательства. Житель г. Сарапула М. с помощью специалистов по защите прав потребителей взыскал с нерадивого продавца не только стоимость товара, но и моральный вред и неустойку.
Также руководству магазина был назначен штраф за невыполнение в добровольном порядке требований потребителя.

ДЕЛА ОГОРОДНЫЕ

Готовясь к огородному сезону, гражданин К. заключил с индивидуальным предпринимателем договор на поставку теплицы, причем сделал стопроцентную предоплату. Но желанного заказа покупатель так и не дождался. Продавец на требования вернуть деньги не реагировал. Установить справедливость удалось только через суд: в пользу потребителя было взыскано 42 915 рублей (из них
19 700 — стоимость товара, 3000 — компенсация морального вреда, 5910 — компенсация неустойки, 14 305 рублей – штраф).
История по такому же сценарию, связанная с заказом теплицы, приключилась с еще одним жителем Сарапула Ч. Он тоже не увидел оплаченной вперед новенькой теплицы. И также специалисты Роспотребнадзора обратились в защиту интересов потребителя в суд, по решению которого требования пострадавшей стороны были полностью удовлетворены.

ТУРИЗМ

Долгожданный отдых обернулся для гражданина А. и его семьи «хождением по мукам». Он заказал в одном из турагентств путевку в Турцию, правда, прибыв на место, оказалось, что свободным мест в заявленном отеле нет. Переписка с туроператором должных результатов не принесла. Сарапульским туристам пришлось ночевать в неприспособленном для проживания помещении, а на следующий день оператор предоставил семье место в другом отеле, настаивая подписать документ, что претензий к нему нет. Такой расклад А. и его родных не устроил, и он потребовал от турагентства возместить ему моральный и материальный вред, в чем было отказано.
В настоящее время исковое заявление по этому делу находится на рассмотрении в суде.
И уже совсем вопиющий случай произошел с еще одной сарапульской семьей, решившей провести отпуск за границей: заказанной и полностью оплаченной путевки в Черногорию они вообще не увидели. Туроператор просто прислал по электронной почте сообщение о том, что поездка не состоится, без объяснения причин. При этом деньги возвращать отказался.
Возмущенный клиент сам обратился в суд. Сотрудниками Роспотребнадзора было подготовлено в суд заключение в защиту прав потребителя. В итоге недобросовестный туроператор выплатил по суду покупателю не только стоимость самой путевки в размере 57 тысяч рублей, но и возместил неустойку, моральный вред, судебные расходы и штраф за невыполнение требований потребителя в добровольном порядке (всего более 200 тысяч рублей).

Всего в 2019 году сотрудниками отдела было дано семь заключений по исковым судебным заявлениям, касающимся нарушений потребительских прав потребителей: (шесть — по некачественным товарам, одно – по туруслугам).
Кстати, Закон «О защите прав потребителей» многократно расширяет права покупателя по сравнению с правами, предоставленными ему Гражданским кодексом РФ. Обычно при возникновении споров по гражданским делам иски подаются в суд по месту жительства или нахождения ответчика и при этом облагаются судебной пошлиной. Иски о защите прав потребителей истец-покупатель вправе подать по своему выбору: по собственному месту жительства, месту совершения сделки купли-продажи или месту нахождения продавца. Такие иски, кроме того, не облагаются пошлиной.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *