Эпизоды театральной жизни Сарапула

Завершая Год театра

Ушел в историю 2019 год – Год театра. Расскажем о некоторых событиях в истории нашего города, связанных с этим великим и вечным искусством

СЦЕНА У ФОНТАНА

Для Сарапула и сарапульцев «Повесть о рыжей девочке» Лидии Будогоской давно уже стала брендовой. В 2019 году этой замечательной книжке исполнилось девяносто лет. Нам много известно об авторе и героях повести, но со временем открываются новые детали их давно ушедшей жизни.
Прочтем фрагмент очерка из сарапульской газеты «Прикамская жизнь» № 267, где описывается бал в женской гимназии, состоявшийся 1 декабря 1913 года.

Гимназический зал сиял огнями. Радушные молодые хозяйки, сами похожие на бабочек, приколотых у них на груди, усаживали званых гостей. Гимназистки и реалисты блеснули своей молодостью и жизнерадостностью.
Открылся занавес, и гимназистки начали интересный концерт… Ученицы Бережнева и Кюн очень мило спели несколько романсов. После антракта на сцене вдруг появился настоящий фонтан. Маленький Дмитрий- самозванец, нервно теребя руки, поджидал Марину Мнишек.
Величественная Марина, в прелестном белом с голубым наряде, пришла и гордо отвергла любовь Самозванца. Эту сцену из фонтана из «Бориса Годунова» недурно провели ученицы Будогоская (Самозванец) и Богословская (Мнишек).
Прелестная живая картина «Искусства» закончила интересный концерт.

В очерке упоминается гимназистка Кюн – эту фамилию Лидия Будогоская дала героине своей повести. Случайно или нет? Чем «зацепила» ее эта девочка, о которой, к сожалению, мы ничего не знаем. Известно, что ее отец приехал с семьей из Вятки в Сарапул в апреле 1913- го, а в 1915-м его уже не было в городе, так что знакомы гимназистки были около полутора лет. Николай Иванович Кюн служил управляющим Сарапульским отделением Сибирского торгового банка.
Лидии Будогоской на том вечере досталась непростая роль: в сцене у фонтана у Самозванца довольно длинные монологи, полные сильных и противоречивых чувств – Марина Мнишек отвергает его любовь. Лида в это время тоже была безответно влюблена. «Предметом» любви был Николай Борчанинов, сын начальницы гимназии, не одобрявшей порывов юной гимназистки. Но это в книге. А в жизни? Хотелось бы узнать о судьбе этого юноши, но, к сожалению, пока ничего не удалось найти.
Николай мог погибнуть в Первую мировую, в гражданскую. Мог эмигрировать. Его мать Е. А. Борчанинова, тогда уже вдова, как и многие служащие, была принудительно эвакуирована с армией Колчака. А его сестра Галина Степановна (в этом году мне удалось обнаружить в архиве соответствующие документы) в 1920-1921 годах работала в Сарапульском сельхозтехникуме преподавателем химии. Найти бы ее потомков…
Роль Марины Мнишек в сцене у фонтана исполняла дочь инженера путей сообщения А. П. Богословского, который вел наблюдение за производством изысканий для строительства железной дороги через Сарапул. Известно, что он был художником-любителем.

В МУЖСКИХ РОЛЯХ – КРАСНОАРМЕЙЦЫ, В ЖЕНСКИХ –
ЖЕНЫ КОМАНДИРОВ

В 1919 году в Сарапул прибыл дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец». Благодаря архивным документам мы знаем о том, как содержательно стремились его служащие организовать свой досуг. Одним из всеобщих увлечений было театральное искусство.
Красавица жена начальника дивизионных мастерских Екатерина Никольская (окончила Институт благородных девиц) вспоминала: «Своими силами ставились спектакли, в которых, главным образом, играли красноармейцы. Привлекались жены командиров и специалистов, а для руководства – режиссеры местного театра».
В Сарапульском гарнизоне было клубно-художественное отделение, которое под руководством начальника Кузьминского организовывало силами красноармейцев платные и бесплатные спектакли. Они проходили в здании кинотеатра «Аполло», находившемся по ул. Коммунальной, д. 12 (ныне ул. Горького, здание было снесено в 1970-е годы).
Зрительный зад был рассчитан на 275 человек, и он никогда не пустовал. Бесплатное посещение театра красноармейскими частями происходило в семь часов вечера по средам и четвергам. Четверть выручки от платных спектаклей передавалась в гарнизонный клуб.
Для поддержания порядка среди красноармейцев во время спектаклей от воинской части обязательно командировалось ответственное лицо.
В начале марта 1920 года с открытием театральной секции произвели обследование двадцати четырех частей Сарапульского гарнизона. В них были открыты любительские кружки, выбраны для пьесы и начались репетиции под руководством театральных руководителей. Инструкторам приходилось назначать только те пьесы, которые имелись под руками, – в основном, революционного характера. К концу марта было открыто и организовано шесть любительских кружков, поставлены девять спектаклей в театре «Аполло», а также в музыкальном училище (сегодня в его здании находится Сарапульский драмтеатр). Кроме того, были поставлены два спектакля на вотском языке и три на татарском.
Вот одно из объявлений в газете «Красное Прикамье» в ноябре 1920 года: «Гарнизонный театр «Аполло». «Женитьба Гоголя». Начало в 7 часов вечера. Ответственный распорядитель Лоскутов».
Военному комиссару дивизиона Андрею Косенко в те дни приходилось решать вопросы по обеспечению участников дивизионной самодеятельности реквизитом, необходимым для постановок. 5 ноября он обращался в одну из городских инстанций с такой необычной просьбой: «Прошу не отказать и отпустить для дивизиона воздушных кораблей 1 рыжий парик и 3 русских парика, требующихся для постановки спектакля в 3-ю годовщину Октябрьской революции на 7-е число, а 8-го они будут возвращены обратно».
А вот обращение комиссара к зав. театральной секцией отдела народного образования: «Прошу отпустить на 7-е ноября одну декорацию – крестьянскую избу с печью под мою ответственность с доставлением на место не позднее 8 ноября».

«ПИТЕРСКАЯ КОМПАНИЯ» И ВЕРА НИКОЛАЕВНА ДАЛЬСКАЯ

Двадцать пять лет назад ушел из жизни замечательный человек – писатель Вадим Фролов.
В 1938 году он вместе с отчимом был выслан в Сарапул из Ленинграда как ЧСИР – член семьи изменника Родины. Его мать Розу Рабинович, в прошлом эсерку, расстреляли в том же 1938-м.
О трагической участи многих жертв политических репрессий Вадим Фролов рассказал в автобиографической повести «Жернова», которая была переиздана в нашем городе в 2017 году в рамках проекта «Память Сарапула».
Много страниц повести посвящено Сарапулу, где в те годы было немало высланных ленинградцев, имевших статус ЧСИРов.
Они, без сомнения, внесли свой вклад в культурную жизнь города, а некоторые из них навсегда связали свою жизнь с нашим краем и стали его достоянием. Один из них – Михаил Алексеевич Алешковский, народный артист УАССР и заслуженный артист РСФСР. Его отца – инструктора внешкольного образования – арестовали, а Михаила с матерью выслали в Сарапул.
Прочтем отрывок из повести Вадима Фролова «Жернова».

По вечерам мы собирались своей питерской компанией. Так отчаянно, как до высылки, не пили, хотя не отказывали себе и в этом удовольствии. Я и Алешковский вдруг увлеклись театром. Сценическим, если громко говорить, искусством. Наш драмкружок при Доме культуры кожевенного завода соперничал с профессиональной труппой местного театра, арендовавшего сцену того же Дома культуры.
Душа и разум нашего драмкружка – бывшая актриса и очень, даже в солидном возрасте, красивая женщина Вера Николаевна Дальская (одна фамилия чего стоит!) учила меня целоваться «по-сценически», это почему-то было для меня самым трудным…
Моя «сценическая слава» росла. Несмотря на мой сравнительно невысокий рост, Вера Николаевна поручала мне ведущие роли, в то время как Мишка играл комические и характерные.
Меня даже стали узнавать на улицах маленького городка: «Вот
этот, который…»

Веру Николаевну Дальскую (1896-1981) в свое время знали и любили все ценители театрального искусства города. К тому времени как она приехала Сарапул, за ее плечами был большой творческий путь в театрах Перми, Екатеринбурга, Москвы.
Она обладала прекрасными данными, обаянием, великолепно владела русской речью, создала множество замечательных образов в пьесах иностранных, русских и советских драматургов.
Оставив профессиональную сцену во второй половине 1930-х годов, Вера Николаевна посвятила свою жизнь театральному воспитанию сарапульской молодежи: вначале работала в драмкружке на кожкомбинате, затем почти четверть века на заводе им. Орджоникидзе.
Подготовленные ею спектакли удостаивались первых премий на городских и республиканских смотрах, некоторые ее воспитанники впоследствии стали профессиональными актерами.
Последние два десятилетия Вера Николаевна прожила, полностью утратив зрение. Но, по воспоминаниям современников, всегда живо интересовалась культурной жизнью города, работой драмтеатра, кружками художественной самодеятельности. Ее имя навсегда останется в истории драматического искусства Сарапула.

Т. Пеганова, координатор
проекта «Память Сарапула».

Екатерина Ивановна Никольская
Вера Николаевна Дальская
Вадим Фролов
Михаил Алешковский

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *