Человек высокого полета

К 110-летию Михаила Усачева, директора Сарапульского радиозавода им. Орджоникидзе с 1958 по 1960 годы

Биография Михаила Александровича Усачева — это судьба целого поколения советских ученых и руководителей, которых жизнь постоянно испытывала на прочность. В общей сложности в Сарапуле М. А. Усачев прожил неполных пять лет. Наступивший 2020 год -юбилейный в его биографии: 60 лет назад по инициативе академика С. П. Королева он был отозван в Москву

Михаил Усачев родился в 1909 году в г. Норске Ярославской области. Говорили, что он из «бывших», но в своей автобиографии Михаил Александрович писал: «Отец работал кассиром на Норской хлопчатобумажной фабрике. Мать была домохозяйка». Позднее семья переехала в г. Фурманов Ивановской области, где после окончания школы юноша поступил в ФЗУ прядильной фабрики. Будучи по характеру лидером, Михаил сразу становится секретарем общефабричного комитета ВЛКСМ. По направлению ВКП(б) обучается в Московском авиационном институте им. С. Орджоникидзе, постигая азы своей будущей профессии и параллельно работая в команде основоположника отечественного самолетостроения Н. Н. Поликарпова.
Созданные в это время И-15 и И-16, пилотируемые летчиком- испытателем завода Валерием Чкаловым, были высоко оценены Сталиным. После представления машин наркомом Серго Орджоникидзе в ЦК ВКП(б) самолеты составили основу истребительного парка Военно-Воздушных Сил СССР 1934-1940 годов, а сам конструктор заслужил репутацию «короля истребителей».
В 1937 году вместе со своим кумиром Михаил Александрович переходит на завод № 84, где становится председателем завкома. И в этом же году его переводят заведующим производственным отделом ЦК работников авиационной промышленности СССР.
Уже в феврале 1938 года М. А. Усачев был назначен директором знаменитого в стране завода № 156. С формулировкой «За подготовку самолета «Родина» (где, кстати, была установлена аппаратура связи радиозавода им. Орджоникидзе) М. А. Усачев был награжден орденом «Знак почета». Полет, совершенный экипажем под командованием Валентины Гризодубовой, вошел в историю как женский мировой рекорд дальности перелета по маршруту Москва — Дальний Восток.
По удивительному стечению обстоятельств, уже через много лет, в сложный период войны 1942 года, новые образцы аппаратуры радиозавода, находящегося уже в эвакуации в Сарапуле, будут проходить свои летные испытания в действующей части 101-го авиационного полка под командованием Героя Советского Союза В. С. Гризодубовой.

Создатели самолета «Родина».
Второй справа, предположительно, М. А. Усачев

А вот за гибель Валерия Чкалова — летчика № 1 – М. А. Усачев крупно поплатился. 29-летний директор авиазавода — при активном вмешательстве Л. П. Берии — был осужден на 15 лет лишения свободы.
Из документов обвинительного заключения по групповому делу № 21630 от 26 апреля 1939 года:
«…2. Допустил преступную спешку и штурмовщину в постройке самолета И-180. 3. Заведомо зная, что самолет И-180 имеет ряд серьезных дефектов, не позволяющих проводить испытание самолета в воздухе, и вопреки указаниям правительства о запрещении испытания самолета ввиду его неготовности, разрешил полет самолета И-180, в результате чего при испытании 15-го декабря 1938 года самолет потерпел катастрофу, вызвавшую гибель Героя Советского Союза В. П. Чкалова, т. е. виновен в преступлениях, предусмотренных ст. 58, 7 п. 9 УК РСФСР».
В своей книге «Отец» дочь покорителя космоса С. П. Королева пишет:
«После катастрофы Усачева репрессировали, и он оказался на Колыме. Это был мужчина высокого роста, очень сильный физически (в молодости был тренером по боксу) и довольно властный. Благодаря этим качествам он стал среди заключенных своего рода «главным».
Но при этом Усачев столкнулся со старостой-уголовником, который был, по существу, хозяином лагеря, поставившим перед собой задачу как можно больше эксплуатировать «врагов народа»…
Первым делом он (М. А. Усачев) объявил старосте из уголовников, что теперь здесь хозяин он. Для подавления явно выраженного недовольства ему, правда, пришлось применить свои боксерские навыки…
В одной из палаток староста сказал, что «здесь валяется Король – доходяга из ваших», что он заболел и, наверное, уже не встанет…
Рассказывая через много лет эту историю заместителям отца – Б. Е. Чертоку и П. В. Цыбину, Усачев вспоминал, что в тот момент у него словно что-то оборвалось внутри: перед ним в немыслимых лохмотьях лежал худой, бледный, безжизненный человек. Усачев обнаружил его вовремя – отвел в медсанчасть и попросил на некоторое время оставить там. Благодаря этим мерам мой отец встал на ноги и на всю жизнь сохранил чувство глубокой благодарности к своему спасителю. В начале 60-х годов, уже будучи главным конструктором, он разыскал Усачева и принял его на работу заместителем главного инженера опытного завода».

Не имея прямых доказательств о причастности Михаила Александровича к созданию первых космических кораблей, все же напомним, что на радио заводе им. Орджоникидзе он работал до 17 ноября 1960 года – времени начала космической эры в истории человечества.

Из материалов личного дела, хранящегося в архиве Сарапульского радиозавода, известно, что из лагеря М. А. Усачева перевели в особое конструкторское бюро НКВД СССР под руководством А. Н. Туполева. С формулировкой «За успешное выполнение ряда заданий оборонного значения» 18 августа 1943 года Президиум Верховного Совета СССР досрочно освободил Михаила Александровича от дальнейшего отбывания наказания со снятием судимости, он был восстановлен в партии.
Победу М. А. Усачев встретил в должности заместителя начальника цеха завода № 166 в г. Омске, эвакуированного из Москвы завода № 156. Он был награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.» и в честь 800-летия Москвы. В столицу вернулся в 1947 году, работал начальником производства и заместителем директора на оборонных заводах №№ 451 и 140, главным инженером.

В мае 1955 года Главк неожиданно переводит его в Сарапул. В нашем городе главный инженер авиационного завода № 284 М. А. Усачев получил известие, что в связи с разоблачением «культа личности» решением военной коллегии от 25 января 1956 года он был полностью реабилитирован за отсутствием в его действиях состава преступления.

3 февраля 1958 года Михаил Александрович Усачев был назначен директором радиозавода им. С. Орджоникидзе. За время его руководства предприятием на заводе был организован цех мелких серий. Активными темпами шло освоение изделия «Гранат», ставшего первой послевоенной ультракоротковолновой радиостанцией.
Началось освоение керамических технологий. На смену «Уралу-57» пришла радиола «Урал-60». Сменив привычную паутину проводов на печатный монтаж, она выпускалась под названием «Кама-61». В день открытия XXI съезда КПСС с заводского конвейера сошла миллионная радиола знаменитой марки «Урал».
Для внутренних поставок был намечен большой рост спецтехники, для чего в составе СКБ радиозавода появились отделы по разработкам радиоаппаратуры для бронетанковых войск, аппаратуры спецназначения, аварийно-спасательной и аэростатной аппаратуры.
По инициативе радиозаводчан в городе развернулось соревнование за звание коллектива коммунистического труда. Первой такое звание в Сарапуле получила бригада заливщиков роторов завода им. Орджоникидзе, возглавляемая А. А. Синцовым.

Первая в Сарапуле бригада коммунистического труда
А. А. Синцова

Сарапульский радиозавод активно заявил о себе на международном уровне, получив две золотые медали Всемирной выставки в Брюсселе — за радиолу «Комета» и спасательную станцию «Шлюп». За высокие показатели заводу было вручено Красное знамя Совета Народного Хозяйства и областного Совета профсоюзов.
Первым среди предприятий города радиозавод создал ведомственную военизированную пожарную часть, которая на гарнизонных соревнованиях по боевому развертыванию пожарных частей в 1960 году заняла первое место.
Собрав 27 сентября 1960 года 1139 радиол «Урал» и 280 радиол «Комета», завод вошел в знаменитую книгу «День мира — второй». (Для справки. Инициатива создания книги «День мира» принадлежит М. Горькому. Первая книга вышла в свет в 1935 году – в ней были зафиксированы события, прошедшие в мире за один день — 25 сентября).
В 1960 году был сдан в эксплуатацию новый корпус завода по ул. Гагарина. В целях развития жилищного строительства была проведена перепланировка рабочего поселка, превратившегося в городской микрорайон «Дачный».
Последним детищем Михаила Александровича в Сарапуле стала открывшаяся в ноябре 1960 года оснащенная современным оборудованием заводская медсанчасть, ныне поликлиника № 3.
На Сарапульском радиозаводе М. А. Усачев проработал неполных три года. 17 ноября 1960 года, не доработав до окончания отчетного года полтора месяца, М. И. Усачев был переведен в Москву. На посту директора его сменил И. А. Романенко, ставший позднее одним из первых в Сарапуле будущих Героев Социалистического Труда.

С. Сухинина.

Один комментарий

  1. Спасибо за неизвестный ранее ,интересный и написанный в добрых тонах материал о человеке сделавшем немало для Родины

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *