О нашем театре замолвили слово

К 100-летию «Красного Прикамья» и Года театра в России заслуженный журналист Удмуртии Алла Зонова подготовила к изданию книгу, в которой история Сарапульского драматического театра дана на основе публикаций на страницах «Красного Прикамья». Сегодня мы познакомим вас лишь с очень малой частью того, что вошло в книгу

Создать условия для работы театра
В газете указывалось на трудные материальные условия Сарапульского гортеатра. Однако положение не изменилось. В разбитые стекла по-прежнему дует ветер, и только часть дыр заколочена обмызганными фанерными досками…
Не создано необходимых условий для оборудования сцены по оформлению пьес. Нет красок, гвоздей, фанеры, клею и других материалов…
Сарапульский район, объявив сталинский поход за социалистическую культуру, должен создать все условия для успешной работы театра.
16 декабря 1934 года.

Театр в дни войны
Провожая на фронт своих товарищей, коллектив Сарапульского драматического театра давал им обещание работать так, как этого требует обстановка военного времени. Эти обещания выполняются.
За зимний сезон нами были поставлены пьесы «Фельдмаршал Кутузов», «Фронт» Соловьева, «Батальон идет на запад» Мдивани, «Партизаны в степях Украины» Корнейчука. Эти патриотические спектакли большого оптимистического звучания встретили самую положительную оценку зрительного зала. Мы возобновили «Отелло» и ряд старых постановок, разнообразя ими наш репертуар и тем самым поддерживая интерес к театру, посещаемость которого не оставляет желать ничего лучшего. Для обслуживания отдельных коллективов создана специальная концертная бригада – «Походный театр», пользующаяся хорошим успехом у зрителя…
25 апреля 1942 года.

К дальнейшим творческим успехам
25 апреля в городском драматическом театре состоялась конференция зрителей. Главный режиссер театра Л. П. Яковлев привел такие цифры: в 1952 году театром было поставлено 299 спектаклей, доход от которых был 440 тыс. рублей, в 1953 году – 311 спектаклей, доход – 532 тыс. рублей, в 1954 году – 374 спектакля, доход – 623 тыс. рублей. Эти данные – результат повышения качества спектаклей, творческого роста коллектива в целом, а также роста благосостояния трудящихся.
Докладчик далее отметил укрепление творческого состава театра. Ряд ведущих актеров прочно связал свою жизнь и деятельность с театром. Многие годы работают здесь заслуженные артистки УАССР Е. И. Шувалова и Л. А. Шевцова, актеры Вальдина, Лисецкий, Мартынов, снискавшие любовь и уважение зрителей. Растут и молодые актерские кадры, которые радуют и коллектив, и зрителей.
И докладчик, и принявшие участие в обсуждении зрители отметили, что театр в большом долгу перед зрителями колхозной деревни. В 1954 году колхозникам было показано всего 25 спектаклей, а из репертуара вообще выпала тема о колхозной деревне. Слабо заботились и об обслуживании юного зрителя – в сезоне был поставлен только один детский спектакль.
29 апреля 1955 года.

Открытие театрального сезона
25 января Сарапульский драматический театр открывает свой новый сезон. Вероятно, у многих горожан может возникнуть вопрос, почему театральный занавес открывается не в традиционные осенние дни, а только сейчас? Все дело в том, что театр долгое время практически не имел возможности встретиться со зрителем, так как не было свой постоянной сцены. И вот теперь проблеме найдено разумное решение. Дворец культуры радиозавода гостеприимно принял в своих стенах наш коллектив, а значит, и наших зрителей. Начиная с 25 января, три раза в неделю (среда, четверг и воскресенье) в ДК радиозавода будут проходить наши спектакли.
24 января 1981 года.

О самом заветном
Премьерой спектакля «Любовь и голуби» Сарапульский театр драмы отмечал новоселье в здании техникума пищевой промышленности по ул. Красноармейской. При долевом участии промышленных предприятий города в течение двух лет велась работа по реконструкции здания.
И вот 5 мая театр распахнул свои двери. Это крупное событие в культурной жизни города давно и с нетерпением ждали любители театрального искусства. — Наша программа, наша цель – чтобы человек, пришедший в театр, вышел из него с посылом к действию во имя добра, — сказал главный режиссер театра В. И. Сафонов.
– Мы за чистоту в человеке, и эти непреходящие ценности будем воспевать и пропагандировать с театральной сцены.
Спектакль «Любовь и голуби» можно рассматривать как программный спектакль театра, как заявку на откровенный и прямой разговор о самом заветном.
…Сарапульский театр драмы после долгих лет кризиса вновь заявил о себе как о коллективе творческом, интересном, и это – главное.
27 января 1984 года.

Поверка души
Спектакль «Я, конечно, человек маленький…» по пьесе Музы Гараевой, поставленный главным режиссером В. И. Сафоновым, с завидной точностью попадает на самую актуальную, самую болевую проблему. Проблема эта – человеческий фактор как главное условие для решения грандиозных задач перестройки, поставленных перед советским народом.
…Этот спектакль – как открытое партийное собрание, на котором тебя каждую минуту могут поднять и спросить: «А ты что за человек – маленький или большой?» И отвечать на него придется не общими фразами о величии советского народа, не восторженными рассуждениями о его свершениях и достижениях, а конкретно и четко доложить, что сделал ты сам, лично, для того, чтобы эти достижения состоялись, чтобы общее дело постоянно двигалось вперед, где ты вступил в бой с косностью, рутиной, бесхозяйственностью, волокитой, бюрократизмом.
И, сидя в зрительном зале, ты вспоминаешь вдруг все те компромиссы, на которые приходилось идти на работе и в жизни, все, чего ты не смог добиться, перед чем спасовал, ищешь – и так уж устроен человек – находишь для себя оправдания. А там, на сцене, идет беспощадный и честный разговор, который разбивает в пух и прах все твои защитные доводы…
…«Я, конечно, человек маленький…» — спектакль-агитка в лучшем понимании этого слова, спектакль, побуждающий к действию, заставляющий, прежде всего, обернуться на себя, на свою совесть и трудовую честь. И эта поверка души – главное, для чего был поставлен спектакль.
19 января 1986 года.

Наш провинциальный,
наш муниципальный театр

В начале XX века, в смутное время после первой русской революции, в уездном городе Сарапуле открылся профессиональный театр. С тех пор прошло 85 лет, которые были разными для театра. Он прекращал свою деятельность в годы первой мировой войны, а во время Великой Отечественной бедствовал вместе со всей страной, но вместе с тем переживал небывалый творческий взлет, так как его труппа пополнилась эвакуированными московскими и ленинградскими артистами.
Потом были снова периоды расцвета, острого зрительского интереса к работе театра, связанного с именами отдельных артистов и режиссеров и совпадающего с активизацией общественной мысли и жизни страны. Были и другие – менее удачные и совсем неудачные времена, когда, казалось, театр стоял на грани закрытия, а зритель забывал о его существовании. Но он снова поднимался и снова удивлял и радовал театралов своими спектаклями, оставаясь неотъемлемой частью культурной и духовной жизни города…
2 марта 1996 года.

Как очень верно сказал поэт, «большое видится на расстоянии». И перелистывая страницы уже готовой книги, ясно понимаешь: и театр, и газета – это правдивое зеркало прошлого, которое отражает не только события, но и наше восприятие их, наше отношение к ним. И тем важнее сохранить это наше прошлое.

«Мачеха», артистка У. Шувалова, 1939 год
«Беда от нежного сердца», 1978 год
«Женитьба Бальзаминова»,
артисты Л. Овсянникова и К. Мороз, 1993 год

Один комментарий

  1. Пищевой техникум переехал в новое здание, и в 1982 году начались работы по превращению корпуса в театр. Эта работа была объявлена городской комсомольской стройкой. Я работал зав.орготделом ГК ВЛКСМ и курировал эту работу. Вечерами комсомольские организации приводили своих комсомольцев на расчистку и углубление подвального помещения. Земли вывезли немало.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *