Шедевры искусства

К 110-летию Сарапульского музея и 170-летнему юбилею Павла Сведомского

Художественная коллекция Сарапульского музея – одно из богатейших собраний произведений искусства в Удмуртской Республике

Начало коллекции было положено в 1909 году, когда учредители земского музея обратились к согражданам с просьбой о пожертвовании интересных предметов для музейного собрания. Одно из писем было направлено в Рим художнику Александру Сведомскому: «Зная Вас как прикамского старожила и известного русского художника, обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой не отказать в содействии устраиваемому музею пожертвованием для него каких-либо коллекций предметов, имеющих интерес для музея, а также хотя бы одной из картин или даже эскизов Ваших и Вашего талантливого брата Павла Александровича».
Александр Александрович Сведомский (1848-1911) откликнулся на просьбу и передал в музей большое историческое полотно «Казнь Ермака», написанное его младшим братом Павлом Александровичем Сведомским (1849-1904). Эта картина выставлялась в зале Сарапульской женской гимназии и произвела огромное впечатление на зрителей. Это полотно Павла Сведомского и положило начало художественной коллекции Сарапульского музея.
Родиной художников Сведомских являлось имение Михайловский завод в Осинском уезде (ныне там располагается Дом-музей художников).
Основатель Михайловского завода М. Сведомский умер 11 сентября 1847 года в возрасте 62 лет. После его смерти Михайловское унаследовал его племянник лесничий Александр Павлович Сведомский — отец будущих художников, а после смерти Александра Павловича в 1861 году во владение имением вступила его жена Екатерина Осиповна Сведомская, урожденная Желтоногова. Ежегодно с июня по сентябрь Павел и Александр проводили время в своем родовом имении, активно участвуя в его управлении.
Художники Сведомские являлись представителями академической школы. Павел известен как исторический живописец и жанрист, Александра привлекали пейзажи.
Отношение к творчеству братьев Сведомских было неоднозначным. Порою одни и те же люди то критиковали, то поощряли их работы. Несмотря на это, Александр и Павел находили единомышленников, и их участие в выставках различных петербургских обществ – тому подтверждение. Их произведения экспонировались на выставках Санкт-Петербургского общества художников (СПОХ), Общества выставок художественных произведений (ОВХП) и Товарищества художников.
В общей сложности в выставках участвовали более 60 художников, среди которых И. К. Айвазовский, В. П. Верещагин, Ю. Ю. Клевер, Г. А. Ладыженский, П. А. и А. А. Сведомские. ОВХП было проведено семь выставок, на которых обычно представлялось от 150 до 250 работ.
На седьмой выставке ОВХП в 1883 году были представлены две работы Павла — «Юродивый» и «Медуза» (1882), за которые Императорская Академия художеств в том же году признала Павла Александровича своим почетным вольным общником. Сейчас эта работа находится в Государственной Третьяковской галерее.

Особое место в жизни и творчестве Павла Сведомского занимает участие в росписях Владимирского собора в Киеве, где его вклад в общую работу значителен.
Художник написал шесть больших картин, посвященных последним дням земной жизни Христа, расписывал плафоны собора. Само приглашение на выполнение указанного заказа — свидетельство большого мастерства живописца. Перечень работ Павла говорит о сюжетном разнообразии, характеризующем его творчество. Действительно, П. А. Сведомский был художником европейского уровня, академистом по образованию и основному творческому направлению.
В мастерской в Риме у Сведомских часто бывали художники, музыканты, коллекционеры.
Несколько произведений Сведомских приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей знаменитой галереи. Сегодня картины братьев Сведомских хранятся во многих музеях нашей страны и зарубежья, а так- же в частных собраниях.
Достойное место картины Сведомских занимают в экспозиции Сарапульского музея-заповедника. Большое пополнение художественной коллекции произошло в 1924- 1926 годах из Государственного Музейного фонда, который перераспределял национализированные произведения искусства. Значительную роль в этом сыграл директор музея Дмитрий Васильевич Шабердин, близкий друг и ученик Сведомских. Благодаря его стараниям в музей поступила картина Павла Сведомского «Прибой», а также картина «Две римлянки» польского художника В. А. Котарбинского, друга и соратника Сведомских. Помимо этого, собрание пополнилось произведениями русских и европейских художников XIX — начала XX веков.
На многих картинах имеются автографы художников, что делает их еще более ценными.

В экспозиции музейного художественно-выставочного комплекса «Дача Башенина» представлены картины «Закат» И. К. Айвазовского, основателя морского жанра в России, «Вид французского города» А. П. Боголюбова, создателя первого в России провинциального художественного музея в г. Саратове, «Женский портрет» Ф. В. Боткина, представителя стиля модерн, «Полевые цветы» С. П. Кувшинниковой, ученицы и подруги И. И. Левитана, и многие другие произведения.
В конце XIX века в русской культуре происходили серьезные преобразования, подвергались критике прежние идеалы красоты. Мастера по-новому открывали для себя темы русской истории и быта. Картина «Пряха» И. А. Куликова, ученика И. Е. Репина, была представлена на выставке в Париже и удостоена серебряной медали. Картина мордовского художника Ф. В. Сычкова «Катание на салазках» получила всенародную любовь и популярность, она неоднократно публиковалась в школьных учебниках дореволюционного и советского периодов.
Особое место в коллекции занимают произведения сарапульских художников братьев Беркутовых, выпускников Императорской академии художеств. Картина Африкана Павловича (1852-1901) «Удмурт и удмуртка с гуслями» является первым профессиональным художественным произведением, отражающим быт удмуртского народа. Младший брат Порфирий Павлович (1873-1941), продолжив этнографическую тему, создал ряд портретов своих современников. Он стоял у истоков создания художественной коллекции музея и занимался пропагандой искусства. В доме-мастерской Беркутовых находилась художественная студия для любителей искусства, а после революции здесь была открыта первая художественная школа. Большое творческое наследие Беркутовых подарила музею Мария Африкановна Беркутова в 1960-х годах. В марте 2019 года Маргарита Александровна Бодалева (г. Москва) подарила музею десять этюдов Порфирия Беркутова, бывшего другом их семьи.

В память о Сарапуле, ставшем родным многим эвакуированным в годы Великой Отечественной войны, музею были подарены картины сарапульского периода известной художницы Л. Я. Тимошенко и несколько серий графических работ В. А. Старова, профессора художественной академии имени Репина.
С благодарностью вспоминали о родном Сарапуле художник А. В. Вяткин, академик Харьковского художественного института, и Л. Ф. Полстовалова, график-иллюстратор, преподаватель Свердловского
архитектурного института.

В советский период шло активное формирование национального искусства. В Сарапульском музее широко представлено творчество удмуртских художников — Н. А. Косолапова, В. Ф. Каменского, А. П. Холмогорова, Д. С. Бехтерева, М. Гарипова и других мастеров.
Значительную часть коллекции представляют произведения сарапульских художников.
В 1980-х годах священник И. В. Тихановский передал в музей около тысячи акварельных этюдов и зарисовок своего отца, репрессированного художника Василия Тихановского. Десятки произведений были переданы в музей семьями художников О. А. Шемякина, Г. Н. Осетрова.
Воткинский художник Я. Л. Завируха в память о детских годах, проведенных в Сарапульском детском доме, подарил музею большое количество своих пейзажей, портретов и жанровых картин.
Щедрый подарок музею сделал и старейший сарапульский художник Р. И. Хусаинов, подаривший картины с видами Сарапула, отражающими родной город с 1970-х по 2010-е годы.

Художественная коллекция музея постоянно растет, пополняется интересными произведениями искусства.
Сегодня в разных экспозициях Историко-краеведческого музея представлены исторические полотна, отражающие главные события нашего края, на выставке «И дольше века длится день» — произведения советских художников и мастеров Удмуртии XX века. В Художественно- выставочном комплексе «Дача Башенина» экспонируются шедевры русских и европейских мастеров XIX — начала XX веков.
В Детской школе искусств № 3 готовится выставка лубочного искусства «На златом крыльце сидели» Надежды Дмитриевны Мощевитиной, представителя знаменитой сарапульской династии.
В Удмуртском Республиканском музее изобразительных искусств (Ижевск) открылась выставка наивного искусства «Крайние», где представлены картины художника Дмитрия Сергеевича Килина из собрания Сарапульского музея-заповедника. Недавно в фонды музея поступило несколько картин сарапульской художницы Г. И. Дранниковой. Проникнувшись богатством живописной коллекции, московская художница К. В. Ануфриева-Мирлас прислала в музей свою работу «Притаившиеся Эльфы». Познакомиться с художественной коллекцией Сарапульского музея-заповедника можно в Художественно- выставочном комплексе «Дача Башенина» и в Историко-краеведческом музее.

В. Конюхова, главный
научный сотрудник
Сарапульского
музея-заповедника.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *