Пусть я умру нищим, но на сцене

Так сказал, как припечатал, еще в молодости выпускник театральной студии Евгений Потапов, решительно отказавшись от карьеры руководителя Дома культуры в Ростове-на-Дону

Все! Больше со мной на эту тему даже не разговаривайте! — отрезал он. — Ну и характер! — удивился уходивший на пенсию директор, надеявшийся, что Евгений его заменит.
Характер у Евгения Потапова действительно был крут. «Вот неудельный! — причитала скороговоркой мать. — Другие радые были бы, а моему на блюдце преподнесли, так надо ж…»

— Ты же понимаешь, моя кра сивая, — объяснял Евгений позже
жене, — не администратор я, мое призвание — сцена. Для меня запах кулис — как наркотик!»
«Казачина ростовский упертый», — смеялась жена, зная, что в таких случаях бесполезно переубеждать мужа.

В семье Евгения Потапова не было актеров. Отец был морским офицером, служил в Севастополе, мать окончила фельдшерско-акушерскую школу, прекрасно пела.
Евгению было года три, когда мать поехала с ним проведать своего мужа Фиму. Мальчик сидел у отца на коленях, бегал по палубе. Больше они отца не видели…
В войну Ефим Потапов погиб при освобождении Керчи.
Мать осталась вдовой с тремя детьми. Хорошо, что свекровь — бабушка Поля, маленькая добродушная полячка, которую муж-казак привез в жены, помогала растить малышей- двойняшек, пока мать смену за сменой пропадала на заводе.
Фашисты дважды оккупировали Ростов. Кошка-умница у них была — сигналы подавала: при налете немецких самолетов бежала в подвал, а когда летели свои — оставалась на месте.
В квартиру Потаповых поселили немца, бывшего учителя.
Однажды Женя читал стихи, стоя на стуле. Закончил он словами «Гитлер капут». Вся семья замерла: были готовы ко всему, даже к расстрелу. Но обошлось.
Немец только посмеялся и предупредил Женю: «Больше
так никому не говори!»

Босоногий Женя с пацанами пытался как-то прокормиться самостоятельно, варил на костре голубей, мясо которых было похоже на куриное. На Дону ловили самодельными удочками рыбу и раков.
Как старший брат Евгений пошел работать на завод Ростсельмаш, а вечерами учился в вечерней школе, театральной студии, подрабатывал в массовках в народном театре. Занимался самбо, курсировал по улицам с комсомольско-молодежным патрулем. Порывался уйти в уголовный розыск, но мать не пустила. Позже он сыграет немецкого офицера в кинофильме «Вечный зов» и объяснит: «У меня рожа протокольная». Я помню, как мы смотрели все вместе этот фильм, ожидая этих кадров, и с сожалением узнали, что они не вошли при монтаже в окончательную версию.

Выбрав тернистый путь актера, Евгений Потапов шел по нему трудно, напряженно, не давая себе поблажки, до самого последнего дня прибавляя уменье, опыт. В послевоенной разрушенной немцем донской столице и школы-то толком не работали.
Здание драмтеатра в Ростовена-Дону было настоящим храмом искусства. Построил его сто лет назад архитектор Нахичевани Никогос Дурбахян по всем законам акустики с использованием древних секретов: в стены под потолком были вмурованы амфоры с горлышками, открытыми в зал. В стенах были устроены воздуховоды, благодаря чему все грандиозное помещение легко отапливалось. Пол зрительного зала можно было сделать горизонтальным и при необходимости провести в здании многолюдный бал. Открыл театр Николай Синельников. По инициативе актрисы и режиссера Анны Евгеньевны Нестеровой, выпускницы Московского театрального института (позже ГИТИСа), вместо ТРАМа (Театра рабочей молодежи) здесь открылся Театр юного зрителя. Анна Евгеньевна была из потомственной московской интеллигенции, вращалась в театральных кругах, была чутким, опытным и знающим педагогом. В студии у Нестеровой и получил первые актерские навыки будущий наш народный артист. Ради театра Женя бросил художественное училище, где подавал большие надежды. Его даже приглашали работать художником на завод для росписи посуды.
Именно руководитель курса Анна Евгеньевна дала рвущемуся к самостоятельной работе Потапову рекомендацию в Иркутский ТЮЗ.
Из Иркутского ТЮЗа Евгения пригласили в труппу Читинского драмтеатра. Расцвет театра начался в 60-е годы, когда здесь собрались сильные актеры и приехал талантливый калининградский режиссер Валерий Бухарин. Несомненный успех театра вызвали его постановки пьесы местного писателя Валерия Балябина «Забайкальцы», «Трехгрошовой оперы» Б. Брехта, «Даурии» К. Седых, «Заговора императрицы» А. Толстого. Зрители и сейчас вспоминают этот спектакль: на сцене стоял стол, застеленный скатертью — картой России, на котором плясал в сапогах Гришка Распутин. Кстати сказать, в Читинском театре выросли и приобрели мастерство знаменитые артисты театра и кино Юрий и Виталий Соломины и Александр Михайлов.

В драмтеатре Читы в 1968 году произошла и судьбоносная встреча молодого артиста с симпатичной голубоглазой студенткой мединститута Валей. Шел спектакль «На золотом дне» по одноименной пьесе Д. Мамина-Сибиряка. Это была любовь раз и навсегда: супруги полвека вместе преодолевали невзгоды, растили детей, внуков, пока болезнь и смерть Евгения Ефимовича не
разлучила их.

Евгений Потапов с женой Валентиной, 1968 год

И сейчас, спустя полвека, эта встреча стоит перед глазами вдовы Валентины Алексеевны.
И звучат слова билетерши: — Женя, почему Вы не жени лись?

— Да не нашел подходящей.

— А вон на тех симпатичных девушек в ложе обратите внимание.
Войдя в ложу познакомиться, Потапов сразу понял, что красивая девушка Валя очень ему по душе. Поначалу он представился ей слесарем с завода. Только потом, уже когда сделал предложение, сознался, что актер. И добавил: «Златых гор тебе не обещаю, красивая моя, а Союз ты со мной посмотришь». Свадьбу сыграли в том же году. Через год родилась дочь Лена, которую за худощавость артисты прозвали Вермишелькой. Муж честно выполнил обещанное: по советским театрам и городам они поездили вдоволь.
Из Читы перебрались в Астрахань, оттуда в Грозный, затем в Сарапул. Когда появилась угроза расформирования театра, Потаповы уехали с друзьями в Караганду. Но Союз рухнул. Они оказались мигрантами на территории бывшей родной страны. Пережив тяготы, унижения, оставив квартиру с мебелью, взяв в охапку детей, Потаповы вернулись в Сарапул, чтобы осесть здесь навсегда.
Все годы, проведенные с семьей на колесах, в общежитиях, актер накапливал мастерство, играя много и с удовольствием. Ездил неоднократно учиться в Москву к Аркадию Немеровскому — профессору ГИТИСа, специалисту в области сценического боя и движения. После этого преподавал в театральных училищах.
Одна из студенческих работ называлась «История развития боев». Он ставил со студентами драки, бои, фехтование на шпагах. Ученики с благодарностью его вспоминали. Звонили, спрашивали: «Как там Вермишелька?» — «Она уже не Вермишелька, превратилась в Мака-
ронину!» – отвечал он.
И наступил момент, когда Евгению Потапову стало подвластно все – от трагедии до водевиля.
«Естественность и органичность его бытия на сцене, будь то Кощей или мудрый Удав в детской сказке, уморительно-смешной комедийный персонаж (Мальволио в «Двенадцатой ночи» Шекспира, Фернандо в «Изобретательной влюбленной», полковник Пикеринг в «Пигмалионе» Б. Шоу и полковник Мелкетт в «Темной истории» П. Шеффера) или глубоко драматичный герой классического репертуара мировой и русской драматургии, неизменно вызывают благодарную реакцию зрителей». «Артист виртуозно передает карнавальный дух шекспировской комедии и социальную остроту гоголевского «маленького человека, жизненную умудренность героев Островского («Без вины виноватые», «Таланты и поклонники», «Не все коту масленица») и тонкость, душевное смятение чеховских персонажей («Дядя Ваня», «Вишневый сад»), блестяще играет характерные и лирические роли наших современников («Прибайкальская кадриль» В. Гуркина, «На окраине» А. Арбузова)».
Так в разные годы оценивали игру и талант Евгения Потапова театральные обозреватели.

В Караганде Евгений Ефимович выучил обращение к президенту по-казахски без малейшего акцента. Произнеся эту речь на каком-то торжественном мероприятии в Казахстане, он пришел домой, неся, торжественно оттопырив, правую руку и хвастался: «Теперь неделю мыть не буду! Сам Назарбаев ее пожал!» Когда он исполнял эту речь среди друзей во время застолий, народ уползал от хохота под стол.
Знал он и бытовой армянский язык, поскольку армян-соседей на его родине было достаточно. Сдержанный и немногословный, с друзьями Евгений Потапов был блестящим рассказчиком. Из разных городов он привозил незамысловатые истории, которые в его исполнении заставляли рыдать от смеха окружающих.
Каждый год 20 августа, в день рождения Евгения Ефимовича, дом Потаповых неизменно наполнялся друзьями и поклонниками его таланта, телефон раскалялся от поздравлений, а на столе красовался огромный ростовский арбуз.
В Сарапульском театре Евгений Потапов попал в когорту корифеев, исполнителей главных ролей. Здесь он получил звание заслуженного, затем народного артиста Удмуртии. Он стал первым исполнителем и лауреатом Литературного конкурса им. С. Миловского «Хрустальное
яблоко», инициатором создания Литературного театра, бескорыстным нашим помощником.
Я вспоминаю его моноспектакль «Хрустальное яблоко» по рассказу Миловского в зале коррекционной школы № 4, где собрались самые отъявленные сорванцы-старшеклассники. И чудо: забыв озорство, больше получаса ребята, как завороженные, слушали историю о пропаже стеклянной игрушки, рассказываемую старым мудрым писателем. Такова сила искусства, урок, преподанный артистом Потаповым педагогам школы и детям.
Восемьдесят лет исполнилось бы в прошлом году народному артисту Удмуртии Евгению Ефимовичу Потапову.
Им сыграно более 80 ролей в пяти театрах, где он служил. Он снимался в двух кинофильмах с известными актерами. Его сын Степан тоже выбрал профессию актера, дочь Лена играла в Сарапульском Литературном театре.
Он ушел от нас два с половиной года назад в полном расцвете своего таланта и жизненного опыта, фанатически преданный профессии. Передавать бы да передавать молодым этот опыт и ремесло. Как же сейчас нам его не хватает — мудрого наставника и мастера, с которым можно откровенно обсудить репертуар театра, сценарий, нюансы постановки. Но болезнь не выбирает, бездарен ты или богат талантами, наоборот, как будто выбирает жертву плодовитее и
ждет, затаившись, своего часа…

Н. Запорожцева,
руководитель Литературно-
музыкального театра.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *