Пионеры сарапульского кинематографа

В начале ХХ века рост промышленного производства в Сарапуле достиг своего наивысшего уровня

Приток рабочей силы, требуемой для заводов и фабрик, как из Сарапульского уезда, так и из других близлежащих территорий привел к значительному росту населения в городе. Требовалось как-то решать вопрос о досуге всего этого контингента. Доступным широкому кругу жителей Сарапула стал бурно развивавшийся с начала ХХ века в России кинематограф.

ПЕРВОЙ, открывшей, как
тогда называли, электроте-
атр, стала Маргарита Васильев-
на Воронцова. В своем доме
№ 1 по Больше-Покровской ули-
це на втором этаже она откры-
ла кинематограф под названи-
ем «Жизнь Мира». Судя по все-
му, это событие произошло либо
в 1909-м, либо в 1910 году, так
как для открытия кинематогра-
фа требовались не только за-
купка оборудования и подготов-
ка помещения под зрительный
зал, но и разрешение как Сара-
пульского уездного исправника,
так и Строительного отделения
Вятского Губернского Правле-
ния. Все эти разрешения пред-
варительно сопровождались ос-
мотром помещения комиссией в
лице представителя полиции —
пристава г. Сарапула совместно
с инженером-технологом, заве-
дующим электростанцией, чле-
ном городской Управы и бранд-
мейстером. Разрешение было
получено, и первый в Сарапуле
кинематограф начал свою рабо-
ту. Но что-то у Маргариты Васи-
льевны не сложилось в этой де-
ятельности, и 15 июля 1911 года
она закрыла это заведение.
Однако зерно индустрии раз-
влечения уже было посеяно,
и другие представители сара-
пульского общества продолжи-
ли развитие кинематографа в
уездном городе.

В НОЯБРЕ 1 911 г ода с ара-
пульский мещанин Николай Пе-
тров Стригин, живущий в доме
№ 26 по Нагорной улице, обра-
тился в Сарапульское Уездное
полицейское управление с хо-
датайством о разрешении от-
крытия кинематографического
театра в г. Сарапуле.
«Желаю открыть в арендован-
ном мною во втором этаже дома
Маргариты Васильевны Воронцо-
вой по Больше-Покровской улице
под № 1 помещении электроте-
атр. Покорнейше прошу выдать
мне разрешение. В этом помеще-
нии и ранее был кинематограф
«Жизнь Мира» г. Воронцовой, за-
крытый по ее желанию 15.07. се-
го года».
Уже 29 ноября 1911 года был
составлен акт, в котором запи-
сано следующее: «Пристав Са-
рапула Белослудцев совместно с
чертежником Вятского Губерн-
ского Земства г. Беркутовым,
членом сарапульской городской
Управы Колчиным, техником Шре-
дером и брандмейстером Криво-
шеевым производили осмотр в
каменном 3-х этажном здании,
в доме Воронцовой в 1-ой части
г. Сарапула по Больше-Покровской
улице. Нашли помещение для ки-
нематографа вполне удовлетво-
рительным».
16 декабря этого же года
Строительное отделение Вят-
ского Губернского Правления,
рассмотрев прошение сарапуль-
ского мещанина Н. П. Стригина,
постановило: «Разрешить меща-
нину Стригину открыть кинема-
тографический театр в указан-
ном доме». О чем и было выдано
свидетельство за подписью и. д.
губернского инженера Н. Чару-
шина.

ПРАКТИЧЕСКИ одновремен-
но со Стригиным — в октябре 1911
года — сарапульский купец Нико-
лай Иванович Мыльников после
осмотра комиссией помещения
обращается к «Его Высокородию
Господину Сарапульскому уезд-
ному Исправнику» с ходатай-
ством о разрешении открыть ки-
нематограф в г. Сарапуле:
«Желаю открыть в г. Сарапуле,
в помещении Сарапульского му-
зыкально-драматического круж-
ка (угол Сарапульской и Троицкой
улиц), электротеатр (кинемато-
граф). Покорнейше прошу Ваше
Высокородие произвести осмотр
помещения и выдать мне разре-
шительное свидетельство на от-
крытие кинематографа.
Н. Мыльников.
20.11.1911 г.»

НЕМНОГО о твлечемся и о т-
метим серьезность поверки по-
мещения для кинематографа, о
которой можно судить по акту,
датированному 23.10.1911 года,
дающему представление о том,
каким было помещение, предна-
значенное для кинематографа:
«Пристав г. Сарапула Белослуд-
цев, вследствие предписания Са-
рапульского исправника, произво-
дил совместно с инженер-техно-
логом Г. Максимовым, заведующим
электростанции Г. Шредером,
членом городской Управы г. Сма-
гиным и брандмейстером Г. Кри-
вошеевым осмотр помещения. По-
мещение состоит из следующих
комнат:
А – главный вход.
Ж – второй вход.
Б – комната для ожидающих.
В – комната для курящих.
Г – буфет.
Д – касса.
Е – ватер-клозет.
З – фойе.
И – второе фойе.
К – сцена для концертов и спек-
таклей.
О – аппаратная камера.
Из зрительного зала три выхо-
да в фойе и четвертый запасной
выход.
Устройство камер вполне от-
вечает нормам по устройству и
содержанию кинематографа. Для
вентиляции в зрительном за-
ле имеется две выдвижные тру-
бы, отопление печное, освещение
электрическое. В зрительном за-
ле два пожарных рукава. Нарезка
пожарных кранов соответствует
нарезке пожарных рукавов.
Комиссия находит, что здание
вполне безопасно и приспособле-
ние его для кинематографа близ-
ко приближено к нормальным ус-
ловиям».

ПРОШЕНИЕ сарапульского
купца Николая Ивановича Мыль-
никова, представленное рапор-
том Сарапульского уездного Ис-
правника, было рассмотрено в
Строительном отделении Вят-
ского губернского правления. Он
получил «разрешение на откры-
тие кинематографа на углу Сара-
пульской и Троицкой улиц, в камен-
ном здании Шамшуриной» (ныне
драмтеатр). В этом же постанов-
лении было отмечено: «Поме-
щение в пожарном отношении и
безопасности соответствует
нормам устройства кинемато-
графа, выработанным техноло-
гически-строительным комите-
том МВД. Дать знать Сарапуль-
скому Уездному Исправнику, что
Строительное отделение не на-
ходит препятствий к разреше-
нию Мыльникову устроить кине-
матограф».
11 ноября 1911 года Н. И.
Мыльникову было выдано сви-
детельство за подписью и. д. гу-
бернского инженера Н. Чаруши-
на на устройство кинематографа
в доме Шамшуриной. Так в уезд-
ном Сарапуле появился еще один
электротеатр — «Одеон».

К КОНЦУ зимы 1912 года Ни-
колай Иванович решает на лет-
ний период подобрать для
электротеатра более доступ-
ное помещение. С чем это было
связано? С желанием найти бо-
лее удачно расположенное ме-
сто для посетителей или аренда
дома Шамшуриной стала для не-
го слишком высока? Как бы то ни
было, но в «Журнале Сарапуль-
ской Городской Управы» сохра-
нилась запись от 28.02.1912 года:
«Слушали заявление Н. И. Мыль-
никова о разрешении ему в тече-
ние лета демонстрировать кине-
матографические картины в дере-
вянном павильоне в саду при клубе
приказчиков на углу Богоявленской
и Рождественской улиц».
И резолюция: «Городская Упра-
ва, стоя на страже обществен-
ной безопасности, не видит ни-
каких препятствий к временной
демонстрации кинематографиче-
ских картин в этом здании». В чем
и подписались городской Голова
С. И. Бодалев и члены Управы Б. В.
Баранов, П. Л. Смагин, И. Л. Кол-
чин.
1 марта 1912 года. Городская
управа препроводила прось-
бу Николая Ивановича на рас-
смотрение Вятского Губернского
Правления.
19 марта Строительное от-
деление Вятского Губернского
Правления, заслушав прошение
Н. И. Мыльникова от Сарапуль-
ской городской Управы, при-
няло постановление за подпи-
сью и. д. губернского инженера
Н. Чарушина: «Разрешить вре-
менно открыть кинематограф
в избранном помещении, о чем и
уведомить Сарапульскую город-
скую Управу».
Последний штрих в этом де-
ле поставил произведенный 11
марта сарапульским исправни-
ком Васильевым «Акт осмотра
помещения, устроенного сара-
пульским мещанином Николаем
Ивановым Мыльниковым (как вид-
но из этой записи, Мыльников из
сословия купеческого перешел
в сословие мещанское) под те-
атр-кинематограф «Одеон» в са-
ду Сарапульского городского об-
щественного Управления на углу
Богоявленской и Рождествен-
ской улиц, в квартале № 55. По-
мещение деревянное, одноэтаж-
ное, крытое железом, пол насте-
лен непосредственно на землю.
Помещение для кинематографа
«Одеон» устроено с соблюдением
правил, приложенных к циркуляру
МВД. Безопасно в техническом и
пожарном отношении».

23 МАРТА 1912 года Николаю
Ивановичу Мыльникову было вы-
дано свидетельство на открытие
летнего театра-кинематографа.

Этим начало истории об откры-
тии в уездном Сарапуле кине-
матографа заканчивается. Но
история российского кино про-
должается.

А. Потапов, г. Санкт-Петербург.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *