Сарапульский медицинский колледж: продолжение истории

Нашему медицинскому колледжу должен был бы исполниться в этом году 151 год

Это если вести отсчет с той даты, когда по решению Сарапульского уездного земского собрания была открыта земская фельдшерская школа при Сарапульской земской больнице. Но мы отметили 80-летие Сарапульского медицинского колледжа, потому что по официальной новой истории он ведет свое начало от Школы медицинских сестер, когда в стране в канун начала Великой Отечественной войны начали массово готовить медицинских сестер.
Какую из этих двух дат выбрать
– решайте сами.
Про 1867 год мы уже писали
(«Красное Прикамье» за 12 ок-
тября 2017 года). Теперь на оче-
реди 1938 год.
ПУ ТЕВКОЙ в жизнь для ново-
го учебного заведения в городе
стал приказ по Народному ко-
миссариату здравоохранения от
5 августа 1938 года:
«§ 1. Организовать в г. Сарапуле
Школу медицинских сестер. Уста-
новить срок начала учебного года
с 1 октября 1938 года. Утвердить
контингент набора учащихся на
1938 год 140-150 человек.
§ 2. Утвердить директором
Школы медсестер врача Загреби-
на, поручив последнему в декадный
срок разрешить все организацион-
ные вопросы и выехать в Нарко-
мат с докладом об исполнении.
Нарком здравоохранения УАССР
Растегаева».
И началось! Это ж надо пони-
мать, что значит за два (!) месяца
«разрешить все организацион-
ные вопросы»: найти помещение,
преподавателей, какое-никакое
оборудование, обеспечить буду-
щих учащихся бумагой и прочей
канцелярией, даже и одеждой,
да и самих учащихся неплохо
было бы найти.
А на дворе — 38-й год. Думает-
ся, не надо объяснять, что значи-
ло тогда невыполнение приказа
Наркома…
С ПОМЕЩЕНИЕМ разобра-
лись только через год, когда к
решению проблемы подключил-
ся Совет Народных Комиссаров.
Он просто поручил это дело от-
ветственному товарищу:
«Председателю Сарапульского
горсовета. Телеграмма. Вашу лич-
ную ответственность принять
меры размещению школы меди-
цинских сестер тчк обеспечьте
нормальное начало учебного года
тчк исполнение доложите девят-
надцатого августа тчк Зам пред-
седателя СНК Ардашев тчк 14 ав-
густа 1939».
Помещение нашли. В 1939 го-
ду Школу медсестер приютила
общеобразовательная школа 1-й
ступени, которая располагалась
по ул. Гудок, 3 (будущая школа
№ 17): «Школа размещена в по-
мещении неполной средней школы
на правах аренды с выплатой по
договору за занимаемые 5 комнат
под аудитории и 1 комнату под
канцелярию в сумме 660 рублей
ежемесячно, в том числе за убор-
ку помещения 160 рублей».
В первый же год, судя по адре-
су на документах, Школа медсе-
стер находилась при городской
больнице.
ПЫТА ЯСЬ решить вопрос с
учебными пособиями, дирек-
тор Павел Николаевич Загребин
мыслил и действовал очень не-
стандартно. Прямо скажем, не-
ожиданно. Вот кто бы еще доду-
мался просить у городского му-
зея экспонаты для этих целей?
Полюбуйтесь на его письмо в
горздравотдел:
«Просим дать распоряжение о
выдаче муляжей, скелетов и про-
чих медицинских пособий, принад-
лежащих Санитарной выставке,
для учебного пользования на уро-
ках Школы медсестер».
Надобно заметить, что в музей
эти «прочие медицинские посо-
бия» были переданы еще до ре-
волюции его основателями.
Но просимое Школа медсе-
стер получила. Директором му-
зея Бернштамом было передано
для ее нужд 19 предметов.
А ВОТ выполнить план по на-
бору учащихся в отведенный
срок не удалось. На 5 октября
1938 года их было 95 человек,
из них «с плохими оценками — 11».
Загребин даже пошел на отчаян-
ные меры. Чтоб исправить поло-
жение, он начал засылать агита-
торов в другие учебные заведе-
ния города, переманивая учени-
ков. И получал гневные отповеди
других директоров:
«Директор школы ФЗУ –
директору Ш. М. С.
Кто дал Вам право посылать в
общежитие школы ФЗУ Кожком-
бината своих сослуживцев для
вербовки наших учащихся в Вашу
школу (случай 19. 9. 38)? Вы свои-
ми необдуманными поступками
вносите в школу дезорганизацию
и отсев учащихся, за что при по-
вторении указанного случая вы-
нуждены будем сообщить о выше-
изложенном прокурору как на лиц,
срывающих дисциплину в школе.
Директор Буларгин.
Завуч Аврах.
21. 10. 38».
Очень эмоциональное посла-
ние! Буквально на следующий день
приказом Наркома здравоохране-
ния УАССР П. Н. Загребин был снят
с должности «на основании его лич-
ного заявления». Видимо, «по сово-
купности грехов». Директором был
назначен главврач Сарапульской
городской больницы Иосиф Алек-
сандрович Галачков.
ТАК ИЛИ иначе самый труд-
ный, первый год работы школы
был преодолен. Налаживалось
централизованное обеспечение
необходимым инвентарем, обо-
рудованием и канцтоварами.
В первый год работы был от-
крыт только один профиль под-
готовки – медсестра с двухго-
дичным сроком обучения. С 1939
года начали подготовку акуше-
рок с трехлетним сроком обуче-
ния. На этот год должны были набрать 65 человек на акушерское
отделение и 60 человек – на от-
деление медсестер.
ОС ТРЫЙ вопрос педагогиче-
ских кадров также решился на
самом верху — с помощью Народ-
ного Комиссариата здравоохра-
нения СССР, издавшего приказ:
«В большинстве средних меди-
цинских школ основные кадры пе-
дагогов укомплектованы из вра-
чей, работающих в ЛПУ (лечебно-
профилактических учреждениях).
В ряде случаев администрации
ЛПУ запретили этим врачам ра-
боту по совместительству в
СМШ. Многие из школ, лишившись
основных педагогических кадров,
стоят перед угрозой срыва учеб-
ного плана.
В целях обеспечения нормаль-
ной работы СМШ ПРИК АЗЫВАЮ:
1. Администрации ЛПУ в случа-
ях, когда врачи этих учреждений
ведут педагогическую работу в
утренние часы, разрешить этим
врачам работать по совмести-
тельству в этих школах, соот-
ветственно изменив график их
работы по ЛПУ.
2. Разрешить врачам-педагогам
проведение практических занятий
по месту своей работы с учащими-
ся СМШ в свои служебные часы.
Зам. народного комиссара здра-
воохранения СССР Н. Гращенков».
Приказ был очень своевремен-
ным. В Сарапульской Сестринско-
акушерской школе, как она стала
называться, в результате работа-
ли опытнейшие врачи, со стажем
работы от 15 лет и выше. Внутрен-
ние болезни, например, препода-
вал М. Н. Державин, стаж работы
которого равнялся 34 годам! За-
райская, Вильдгруббе, Славниц-
кая, Мурнек, — славные фамилии
этих врачей помнит не одно по-
коление сарапульцев. И они пе-
редавали свои знания, опыт, вы-
сокую этическую культуру учени-
кам Школы медсестер, которым
несказанно повезло.
С МОМЕНТА своего основа-
ния за два года Школа переезжа-
ла пять раз, что, конечно же, ска-
зывалось и на учебном процессе,
и на оборудовании. Проверка от-
мечала и другие минусы кочевой
жизни: «отсутствие своего зда-
ния, ввиду позднего окончания за-
нятий в две смены отражается
на кружковой работе, на питании
учащихся. За отсутствием сто-
ловой учащиеся получают толь-
ко горячий завтрак в виде каши за
весь день».
Свое здание на ул. Красно-
го спорта, 24 (ныне ул. Гагарина)
Школа получила только в 1940
году (здесь она располагается и
поныне).
В сентябре 1940 года появи-
лось и свое общежитие на 50
мест по ул. К. Маркса, 23. Необ-
ходимым минимумом его, как
могли, оборудовали. А вот с бла-
гами цивилизации было напря-
женно: «В общежитии освещение
керосиновое, отопление печное,
водопровода и канализации нет».
При этом более 70 учащих-
Общегородской проект 5 8 ноября 2018 года
КРАСНОЕ ПРИКАМЬЕ
ся размещались по квартирам —
всех обеспечить койко-местами
не могли. Эту проблему решили
много позже.
УЧАЩИЕСЯ с п ервого ж е г о-
да основания Школы посещали
кружки, организованные при ней:
драматический, хоровой, струн-
ный. Почти поголовно входили в
ОСОАВИАХИМ (Общество содей-
ствия обороне, авиационному и
химическому строительству), что,
впрочем, было обязательным.
Они постоянно заседали и пи-
сали протоколы заседаний тре-
угольников групп, общих собра-
ний, классных и курсовых собра-
ний. Эти протоколы – интерес-
нейшие зарисовки характеров и
взаимоотношений.
Из протокола классного со-
брания III «С»:
«Слушали: старосту т. Углано-
ву о дисциплине класса. Разговоры
на уроках микробиологии, гигие-
ны, кроме того, занимаются по-
сторонними делами: смотрятся
в зеркало, занимаются космети-
кой, шепчутся».
Протоколы 1938-1939 годов
рисуют картинку условий жизни
и учебы в Школе медицинских
сестер:
«Свет слабый и с перерывами.
Иногда учились с керосиновыми
лампами. Зарегистрированы уга-
ры вплоть до рвоты…»
«Зимой помещение отаплива-
ется плохо. Учились в шубах…»
«…Новикова помещается в
квартире, где 8 человек семьи.
Нянчится с детьми. Коротких во-
дится с грудным ребенком хозяи-
на квартиры».
«…Некоторые учащиеся ходят
в дырявых ботинках, но админи-
страция не помогает».
«Статью по недостаткам пре-
подавания биологии в стенгазету
директор поместить запретил,
а завуч рекомендовала вообще не
критиковать преподавателей, т.
к. последние не будут после этого
работать».
«По анатомии практически
учимся на свежих трупах и без
перчаток. Опасно…»
К АК БЫ ТО н и б ыло, а ж изнь
продолжалась. На 1939/1940
учебный год был принят 101 уча-
щийся. Из них один человек сдал
на «хорошо» и «отлично», 30 че-
ловек приняты с плохими оцен-
ками, трое из них имеют оценку
«плохо» по всему. Они приняты
условно, «так как марийцы».
Таким был трудный старт Сара-
пульского медицинского коллед-
жа, которому 1 октября нынеш-
него года исполнилось 80 лет по
советскому летоисчислению.

О. Лукас,
ЦГБ им. Н. К. Крупской.
Статья написана на основании материалов, хранящихся в
Управлении по делам архивов Администрации г. Сарапула.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *