Идея, открывшая новые грани

Высокой награды – Государственной премии Удмуртии удостоены те, кто придумал и реализовал уникальный в России проект «Город на ощупь»

Идея проекта «Город на ощупь» родилась не случайно – в Сарапуле проживает около 600 человек с проблемами со зрением. Задача проекта, который придумал Виктор Ерастов и руководитель Ассоциации родителей детей инвалидов г. Сарапула Наталья Вечтомова, – сделать доступными уникальные памятники архитектуры и истории нашего города
для людей этой категории.
Чтобы выиграть в конкурсе Пре-
зидентских грантов, пришлось
провести серьезную работу. Кро-
ме оформления на бумаге самой
идеи, нужно было подготовить
точные экономические и техниче-
ские расчеты, учесть все до санти-
метра, до копейки. Именно этим и
занимался Александр Ерастов.
Проект включает в себя не толь-
ко установку тактильных баре-
льефов, он многогранен.
— В реализацию проекта вклю-
чились 500 детей-волонтеров.
Они изучают историю города и
памятников архитектуры. Они не
только станут гидами, экскурсо-
водами, мы воспитываем в них
толерантное отношение к людям
с ограниченными возможностя-
ми. И мы видим, как меняется со-
знание детей, как расширяется их
кругозор, они становятся уверен-
нее в своих знаниях, — говорит на-
чальник сектора дополнительно-
го образования и воспитательной
работы Управления образования
Елена Никифорова.
Для подготовки волонтеров боль-
шую методическую работу провели
сотрудники Музея истории и культу-
ры Среднего Прикамья.
— Изначально в реализации
проекта «Город на ощупь» музей
работал как консультационный
центр – готовили методический
материал для педагогов, учебные
тетради для волонтеров, истори-
ческие справки в соответствии
с которыми была реализована
дальнейшая работа, — рассказы-
вает заместитель директора Му-
зея истории и культуры Среднего
Прикамья Светлана Шадрина. —
Каждое открытие барельефа со-
провождалось экскурсией, подго-
товленной специалистами музея.
При создании самих тактильных
досок, готовилась необходимая
информация о каждом здании, и в
этой работе очень помог сотруд-
ник музея Николай Решетников.
Открытие каждого из 14 баре-
льефов становилось важным со-
бытием в жизни Сарапула. Сами
тактильные доски вызывали инте-
рес у всех горожан. Но реальную
оценку им дали, конечно, слабо-
видящие.
— Одна девочка у храма Ксении
Петербургской, прочитав баре-
льеф, воскликнула, что наконец-
то поняла, что такое купол церкви.
И только благодаря барельефам
слепые стали понимать масштабы
зданий, видеть их красоту, — уве-
рена Наталья Вечтомова.
Чтобы донести все архитек-
турные тонкости до людей с про-
блемами зрения, специалисты ху-
дожественной мастерской «Лик»
в г. Златоусте провели большую
работу.
— С технической точки зрения
было не сложно реализовать
идею.
Но важно было учитывать воз-
можность чтения барельефа
руками. Мы обращались в дома
инвалидов для слабовидящих в
разных городах, к специалистам
в Ижевске, общались со слепы-
ми, на основе полученных зна-
ний создавали барельефы. После
долгих согласований по текстам
поняли, как много нюансов надо
продумать и реализовать, — го-
ворит художественный руково-
дитель мастерской «ЛиК» Елена
Емельянова. — Когда я узнала, что
в составе рабочей группы стала
лауреатом Государственной пре-
мии, очень удивилась и порадо-
валась. Это очень высокая оценка
моего труда. Участие в проекте
для нас очень много значит, он же
единственный в своем роде, и мы
гордимся тем, что за изготовлени-
ем барельефов обратились имен-
но в нашу мастерскую.
Соавторы и исполнители про-
екта, лауреаты Государственной
премии отмечают, что за каждым
из них стоит много людей, це-
лые коллективы, которые внесли
огромный вклад в уникальный
проект.
— Проект при его реализации
стал шире, чем мы планировали:
он дал толчок в воспитании детей,
в развитии туризма для слабови-
дящих, он стал интересен всем
горожанам. Поэтому появились
новые идеи, и мы уверены, что
проект будет продолжен, – обе-
щает Наталья Вечтомова.

С. Ульянова,
В. Карманов (фото).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *