«Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!»

К 90-летию со дня образования Сарапульского окружного отделения Общества содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР («Автодор»)

Строительство социализма в жизни только что образовавшегося Советского Союза имело
в своей основе три главные составные части: социалистическую индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства и культурную революцию.
Темпы развития страны по
ключевым направлениям сдер-
живали неудовлетворительное
состояние дорог и почти пол-
ное отсутствие транспорта. Эти
факторы оказывали негатив-
ное воздействие и на состояние
обороноспособности страны.
Для широкого внедрения в
жизнь страны автомобилей и
других видов механических
средств сообщения, а также
организации общественного
содействия постройке и улуч-
шению дорог в 1927 году было
образовано Общество содей-
ствия развитию автомобилиз-
ма и улучшению дорог в РСФСР
(«Автодор»).
17 АВГУСТА 1928 года в Сарапу-
ле состоялся 1-й окружной учре-
дительный съезд общества «Авто-
дор», который подтвердил свое-
временность организации мест-
ного отделения Общества. Высту-
пивший с докладом заведующий
дорожной инспекцией Окриспол-
кома тов. С. С. Порфирьев подчер-
кнул, что главной задачей «Автодо-
ра» является организация трудово-
го населения для участия в стро-
ительстве дорог, пригодных для
автомобильного движения.
«Затраты оправдаются эконо-
мией от автоперевозок, которые в
30 раз дешевле гужевого транспор-
та», — подчеркнул он.
Было избрано правление Сара-
пульского окружного отделения
Общества «Автодор» в составе 15
человек. При правлении организо-
ваны четыре секции: организацион-
но-финансовая, дорожная, автомо-
билизации и агитационной печати.
На 1 октября 1929 года по Сара-
пульскому округу общая числен-
ность членов Общества составляла
3006 человек. В городе Сарапуле
было создано 22 первичных ячей-
ки Общества, в Сарапульском рай-
оне — 13.
МНОГИЕ наверняка читали ро-
ман И. Ильфа и Е. Петрова «Золо-
той теленок», действие которого
разворачивается на фоне картин
советской жизни конца 1920-х — на-
чала 1930-х годов. Так вот там авто-
мобиль, на котором Остап Бендер и
его спутники направляются в город
Черноморск, чтобы отнять деньги
у «настоящего советского милли-
онера» Корейко, становится лиде-
ром автопробега Москва – Харьков
– Москва. Прообразом его послу-
жил настоящий Всеукраинский ав-
топробег по этому маршруту, про-
ходивший в 1930 году в честь XVI
съезда ВКП(б).
Подобные мероприятия стано-
вились заметными событиями в
жизни городов. Обязательным эле-
ментом пробегов были устраива-
емые на маршрутах митинги и че-
ствование участников. Помните,
уважаемые читатели, эпизод вы-
шеназванного произведения, где
жители города Удоева встречают
участников автопробега?
«Я рад, товарищи, нарушить ав-
томобильной сиреной патриар-
хальную тишину города Удоева»,
— заявил тогда на митинге Остап
Бендер. А дальше он разом выдал
в массы все автодоровские лозунги:
«Автомобиль — не роскошь, а сред-
ство передвижения»,
«Железный конь идет на смену
крестьянской лошадке»,
«Наладим серийное производ-
ство советских автомашин!»,
«Ударим автопробегом по бездо-
рожью и разгильдяйству!»
ОКАЗЫВАЕТСЯ, и жители Сара-
пула принимали участников про-
бега. Только не автомобильного, а
аэросанного.
Стартовали участники Всесоюз-
ного аэропробега 17 февраля 1929
года на Красной площади в Москве.
В четвертом номере журнала «За
рулем» за 1929 год, вышедшем под
девизом «Дорогу советским аэро-
саням!», в заметке «Всесоюзный
пробег аэросаней» говорится:
«В области аэросанного дела
Советский Союз еще не имеет се-
бе конкурентов даже за границей.
Советские аэросани, как извест-
но, заинтересовали Европу и, несо-
мненно, заслуживают всяческого
внимания со стороны наших хозяй-
ственных органов и учреждений, ве-
дающих организацией связи и пере-
движения».
В статье указан следующий марш-
рут аэропробега: Москва – Ростов
– Ярославль – Кострома – Кинеш-
ма – Юрьевец – Макарьев – Манту-
рово – Богородское – Луптюжское
– Котельнич – Вятка – Глазов – Ни-
кольское – Пермь – Оханск – Оса –
Воткинск – Ижевск – Елабуга – Ма-
мадыш – Арск – Казань – Чебокса-
ры – Макарьев — Нижний Новгород –
Вязники – Владимир – Богородское
— Москва. Общая протяженность пу-
ти — 3625 километров. В пробег вы-
шли аэросани серийного выпуска
ЦАГИ (АНТ)-IV с моторами «Люци-
фер» и аэросани НАМИ-V и НАМИ-
VIII с моторами «НАМИ-Сальмсон».
29 марта 1929 года в Москве со-
стоялся финиш Всесоюзного аэро-
пробега, который превратился в
чествование его отважных участ-
ников и конструкторов аэроса-
ней, блестяще выдержавших самое
трудное из испытаний.
Пробег предоставил прекрасную
возможность для эксплуатацион-
ной проверки этого вида быстро-
ходного зимнего транспорта (ско-
рость аэросаней достигала 80-100
километров в час), особенно необ-
ходимого в северных и восточных
районах. Сделанные в пути наблю-
дения и выводы позволили прора-
ботать слабые места конструкций
и значительно повысить надеж-
ность «снежных аэромобилей». Это
очень пригодилось в годы Великой
Отечественной войны.
И ХОТЯ по какой-то причине Са-
рапул в маршруте пробега не был
указан, архивные документы гово-
рят иное.
Имеется обращение правления
Сарапульского окружного отделе-
ния Общества «Автодор» к первич-
ным коллективам такого содержа-
ния: «Правление Общества и члены
готовятся к небывалой еще в исто-
рии Сарапульского округа встрече
московских гостей на аэросанях…»
Всесоюзный аэросанный пробег
прошел по четырем районам Сара-
пульского округа. В связи с этим со-
бытием правление Общества с 1 по
7 марта 1929 года объявило «Неде-
лю «Автодора».
Для встречи участников пробега
предлагалось организовать колон-
ны из членов Общества с лозунга-
ми, плакатами, флагами и «всевоз-
можными изображениями».
ГОДОМ РАНЕЕ, летом 1928-го, в
целях обследования состояния до-
рог в округе окружным отделением
был проведен велопробег Сарапул
— Свердловск. Средства на построй-
ку и ремонт дорог, на разработку
конструкций и организацию про-
изводства автомобилей «Автодор»
собирал с помощью вступительных
взносов, реализации билетов лоте-
рей (главными выигрышами были
автомобили и мотоциклы), распро-
странения значков и литературы,
организации подписки на журнал
«За рулем».
В работе Отделения уделялось
большое внимание реализации
закона о трудовой дорожной по-
винности в деревне, оснащении
организаций, ведущих строитель-
ные работы, дорожно-строитель-
ным инвентарем, участии в авто-
мобилизации всех отраслей хо-
зяйства. Для ведения дорожных
работ каждый район округа имел
по одному дорожному «утюгу», в
Осинском и Воткинском районах
имелось также по одному плене-
ру и грейдеру.
На территории Сарапульского
округа числилось три автомоби-
ля: два легковых — при Окрисполко-
ме и один грузовой — в Бродильном
тресте. В 1929-1930 хозяйственном
году планировалось приобрести
24 автомашины. На учете состояло
около 10 специалистов-шоферов.
Планировалась подготовка водите-
лей через специальные курсы.
Перед Сарапульским горсоветом
был поставлен вопрос об открытии
городского автобусного движения
по маршруту «Пристань-вокзал».
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ЦИК СССР
от 23 октября 1935 года Союз об-
ществ содействия развитию авто-
мобильного транспорта, тракторно-
го и дорожного дела «Союз Автодор
СССР» и общества «Автодор» в союз-
ных республиках были ликвидирова-
ны, а их функции переданы Всесоюз-
ному Совету физической культуры
(ВСФК) и Обществу содействия обо-
роне, авиационному и химическому
строительству (ОСОАВИАХИМ).
С. Ахмадулина, начальник сек-
тора НСА и использования доку-
ментов Управления по делам архи-
вов Администрации г. Сарапула.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *