Ее называли жемчужиной обувного производства

К 90-летию Сарапульской обувной фабрики

Как же все-таки тесно переплетаются в истории события и люди! В сентябре следующего, 2019 года Сарапульская обувная фабрика будет отмечать свое 90-летие, а газета «Красное  Прикамье» — вековой юбилей. Эти две даты объединяет экспонат, хранящийся в фонде «Редкая книга» Музея истории и культуры Среднего Прикамья. Экспонат этот – книга о
Сарапульской обувной фабрике, написанная в 1968 году заслуженным журналистом Удмуртии,
одним из самых именитых журналистов г. Сарапула Александром Александровичем Решетовым.
Сегодня мы познакомим вас с выдержками из этой книги.

Каждый, кто подъезжает к железнодорожной станции Сарапул или на комфортабельном автобусе выезжает за город, невольно обращает внимание на большое четырехэтажное здание, из огромных окон которого струится голубоватый свет люминесцентных ламп. Даже тянущиеся вверх березки не в силах прикрыть здание. На ажурных воротах его серебром отливают буквы: «Сарапульская обувная фабрика». Это первое капитальное здание, построенное в городе в годы Советской власти, предприятие, созданное руками рабочих-обувщиков, названное ими в те годы жемчужиной обувного производства. Сами монтировали они оборудование, сами совершенствовали впоследствии свое детище.
В цехах, словно игрушечные, стоят, чуть жужжа, аккуратные автоматы, спецмашины салатного цвета, как близнецы. С потолка падает мягкий свет. На окнах – белоснежные шторы, цветы. А по транспортеру пара за парою продвигаются туфли, принимая все более законченный вид.
Как не похоже все это на те далекие времена, о которых сохранились лишь воспоминания старых кадровых рабочих.
Вот что рассказывает И. А. Перечнев:
«Два года ходил я в начальную школу. Когда мне минуло девять лет, отец сказал:
— Хватит, Сашка, поучился — иди работать. Так я стал «учеником» сапожника, их было множество в Сарапуле. В редком доме не тачали сапоги. И меня «учили». Бегал к лавочнику за пряжей, гвоздями, шкуркой, водкой. Конечно, никакой платы за это не получал. Года через полтора научили меня из пряжи делать концы, вбивать в сапоги гвозди, и тогда хозяин назначил тридцать копеек в неделю. Работали по 15-17 часов в сутки, а в субботу, перед сдачей готовой обуви, засиживались до рассвета. Тяжело было жить. Не легче было и тем, кто попадал на кустарные кожевенные заводики. Они располагались в сырых и душных  помещениях… В 1904 году в городе открылась так называемая механическая фабрика.
Пошел работать туда и я. Но и тут в основном все делалось вручную…»
Но вернемся в сегодняшний день (1968 год – прим. ред.).
Рантовый цех оснащается оборудованием, присланным из Чехословакии, чье знамя, переданное в знак дружбы, хранится на фабрике как ценная реликвия. В 1952 году по итогам Всесоюзного соревнования Л. Н. Ижболдиной присваивается звание лучшей рубщицы
Советского Союза. На следующий год в коллективе развертывается соревнование за высокопроизводительное использование техники.
А десять лет назад мастер Е. Е. Сударева предложила новый способ раскроя юфтевых кож, в результате чего из каждой кожи вместо 29 стало выкраиваться по 33 головки для сапог. В тот год здесь сэкономили почти 24 тысячи квадратных метров юфти. Новую систему одобрил Центральный научно-исследовательский институт кожевенно-обувной промышленности; она стала широко применяться на всех обувных предприятиях страны. С тех пор движение за экономию кожтоваров на фабрике принимает все больший размах. Вводятся лицевые счета экономии.
Только за годы семилетки (1959-1965 гг.) раскройщица П. М. Беляева сэкономила около 2500 квадратных метров хрома – на дополнительный выпуск 1600 пар обуви; Л. Г. Новикова – свыше 21 тысячи квадратных метров юфти – на 8000 пар обуви. Население получило
4 698 800 пар обуви. К этому необходимо приплюсовать еще 33,3 тысячи пар, изготовленных фабрикой индивидуального пошива лишь в 1965 году. Итоги работы цехов и в целом предприятия учитываются по количеству реализованной обуви, пользующейся спросом у покупателей. Фасоны постоянно обновляются. Образован художественный совет, который всесторонне рассматривает образцы обуви, готовящейся к запуску в производство.
И, конечно, внешний вид и качество обуви зависят от работы смежного предприятия –  кожевенного комбината.
В 1937 году был построен полувальный завод. В предвоенные же годы частично  реконструировались помещения, некогда принадлежавшие заводчикам. Вместо чанов, в которых испокон веков кожи дубились ссыпочным методом размельченной корой дуба
и ивы, установили барабаны «гигант», стали применять экстракты. Несколько позже по предложению инженера Н. В. Ильина перешли на ускоренное дубление, что позволило вдвое увеличить пропускную способность. Широкое применение химикатов в сочетании с новой техникой сократило общий цикл производства от замочки сырья до получения выделанной кожи с 6 месяцев до 24-26 дней. Большой вклад в совершенствование производства вносят рационализаторы Н. В. Сергеев, В. А. Войтк, А. А. Тюсин (он создал автомат для точки ножей строгальной машины). Подобные автоматы сейчас работают и на других кожевенных предприятиях страны. Модернизирована двоильно-ленточная машина, в результате создалась возможность распиливать свиной хром в сухом виде на три слоя, используя его как для пошива обуви, так и для выработки галантерейных изделий. В январе 1965 года вступил в строй цех хромовых кож, оснащенный высокопроизводительным оборудованием. Он выпускает почти 100 миллионов квадратных дециметров хрома в год. Здесь все радует глаз: и
залитые светом высокие пролеты цехов, и стены, облицованные глазурованной плиткой, и новое оборудование.
Территория комбината летом – это цветущий сад. Асфальтированные дорожки соединяют цех с цехом. Волею советских людей помолодело старое предприятие города.

М. Шитова,
зав. отделом фондов
Музея истории и культуры
Среднего Прикамья.

В настоящее время готовится к изданию книга, посвященная 90-летию Сарапульской обувной фабрики. Если в ваших домашних архивах, уважаемые читатели, хранятся какие-то материалы, фотографии, имеющие отношение к нашей обувной фабрике, или вы готовы поделиться своими воспоминаниями об этой странице летописи нашего города, мы с удовольствием предоставим для этого страницы нашего общегородского проекта «Сарапул – Единственный в России!»

Тел. для связи – 4-12-93,
эл. почта – redpr@udm.net

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *