Отвечать вызовам времени

С 23 по 30 августа в рамках IV Сарапульского образовательного форума педагоги нашего города встретились на разных площадках,
чтобы обменяться инновационным опытом, творческими наработками и методическими находками
Сегодня, уважаемые читатели,
мы предлагаем вам познако-
миться с основными положе-
ниями доклада «Доступность и
эффективность качественного
образования: условия и возмож-
ности для развития», с которым
выступил 28 августа на пленар-
ном заседании в ДК радиозавода
начальник Управления обра-
зования г. Сарапула Владимир
Красноперов.
Познание через
творчество, игру, труд
и исследовательскую
активность
В год своего 100-летия система
дополнительного образования под-
вергается серьезному переформа-
тированию. Удмуртия включилась
в реализацию проекта «Доступ-
ное дополнительное образование
для детей», участниками которого
могут быть все лицензированные
образовательные организации, за-
нимающиеся дополнительным об-
разованием, в том числе и частные.
Работа в рамках этого проекта
ведется в нескольких направле-
ниях. В первую очередь, это ин-
вентаризация инфраструктурных,
материально-технических и ка-
дровых ресурсов, целью которой
является повышение эффективно-
сти работы системы дополнитель-
ного образования.
Еще одним шагом к доступно-
му дополнительному образова-
нию является размещение всех
программ кружков, секций, объ-
единений в Интернет-навигаторе,
который позволит родителям вы-
брать занятия для своего ребенка
в соответствии с его интересами,
не выходя из дома.
С 1 сентября этого года в г. Сара-
пуле и еще 16 городах и районах
республики внедряется система
персонифицированного финанси-
рования дополнительного обра-
зования, одной из основных целей
которой является наличие серти-
фиката дополнительного образо-
вания, закрепляющего за каждым
ребенком в возрасте от 5 до 18 лет
возможность получения услуг до-
полнительного образования. Это
абсолютно новый способ финанси-
рования. Определенный объем де-
нежных средств закрепляется не
за организацией дополнительного
образования, а за ребенком.
Стоит отметить, что в услови-
ях действия приоритета выбора
программ детьми и родителями
наиболее значимые и важные
для города кружки и секции бу-
дут сохранены. Это программы
туристско-краеведческой, есте-
ственнонаучной и социально-пе-
дагогической направленности,
патриотического воспитания.
О профильном обучении
Разный уровень организации,
продолжительность совместной
образовательной деятельности,
а также мотивация педагогов и
родителей дают пока разные ре-
зультаты. Лидерами же средне-
го общего образования по вос-
требованности у родителей и
результативности являются линг-
вистическая гимназия № 20, лицей
№ 18, школы №№ 7, 13 и 2. В насту-
пающем учебном году границы
профилизации расширяются как
по возрасту, так и по направлени-
ям: в школе № 7 открывается 8-й
«медицинский» класс, а в школе
№ 13 — 10-й «класс юстиции». И нам
хочется с этой высокой трибуны
сказать слова признательности
руководству и коллективам Са-
рапульского электрогенератор-
ного завода, завода «Элеконд»,
радиозавода, КБ «XXI века», Са-
рапульского филиала ИжГТУ им.
М. Т. Калашникова, Сарапульско-
го педагогического колледжа,
а также огромному количеству
малых и больших предприятий,
учреждений, организаций. Все
они принимают активное участие
в образовательном процессе, в
формировании образовательной
среды города не только в каче-
стве спонсоров и меценатов, но и
полноправных партнеров в рам-
ках предпрофильной подготов-
ки, профильного образования и
профессиональной ориентации и
воспитании наших детей.
Результаты ЕГЭ
В 2018 году ЕГЭ проводился в
16-й раз. Произошли кардиналь-
ные изменения в проведении
экзаменов. Во всех ППЭ применя-
лась технология печати экзаме-
национных материалов прямо в
аудиториях ППЭ и сканирование
работ сразу после экзамена. Все
пункты проведения экзамена
были обеспечены достаточным
количеством техники.
Успешно прошли Государствен-
ную итоговую аттестацию в этом
году 406 выпускников 11 классов
(99,5 процента). Двое не преодо-
лели минимального порога по ма-
тематике базового уровня и пока
не получили аттестаты. Самыми
популярными предметами по вы-
бору обучающихся традиционно
являются обществознание (47,5
процента), физика (34,5 процента),
биология (18,7 процента).
За последние три года вырос
средний балл по обществозна-
нию, истории, географии. В срав-
нении с прошлым годом улучшил-
ся результат по русскому языку,
математике, химии, биологии. В то
же время по английскому языку,
информатике, физике — ухудшил-
ся. Снизилось качество подготов-
ки выпускников в течение трех
последних лет по литературе, на
что следует обратить присталь-
ное внимание.
В 2018 году трое выпускников
получили 100 баллов: две учени-
цы лицея № 18 по обществозна-
нию, выпускница школы № 25 — по
географии. Самые высокие баллы,
которые получили выпускники те-
кущего года, — это 96 баллов по
русскому языку и истории (школы
№№ 2, 7, 20, 25), 90 баллов по мате-
матике и физике (лицей № 18), 98
баллов по химии и английскому
языку (школы №№ 18, 20, 26), 86
баллов по биологии (школа № 13),
87 баллов по литературе (школа
№ 17) и 84 балла по информатике
(лицей № 18).
По сравнению с прошлым годом
увеличилось количество высоко-
балльников по русскому языку, хи-
мии, биологии, обществознанию,
истории, географии, информатике.
Уменьшилось — по математике, фи-
зике, английскому языку.
Сегодня особо хочется отметить
школы №№ 7 и 17. Более 30 про-
центов выпускников этих образо-
вательных учреждений получили
высокие баллы по русскому языку.
Также отметим, что среди 26 чело-
век, получивших высокие баллы по
обществознанию, 11 — это выпуск-
ники лицея № 18. Анализ резуль-
татов по всем предметам с учетом
средних по городу позволяет высо-
ко оценить качество образования в
школах №№ 7, 20, 18, 25 (перечисле-
ны в порядке рейтинга).
В целом же по всем предметам
общее количество выпускников,
получивших отличные результаты
(80-100 баллов), снижается в про-
центном отношении. И в будущем
это может сказаться на количестве
медалистов. В этом году их было
28, но с 2019 года для получения
медали выпускнику необходимо
будет набрать достаточно высокие
баллы при сдаче ЕГЭ.
Новшество: допуск к ГИА
Итоговая аттестация выпускни-
ков 9-х классов в 2017-2018 учеб-
ном году была крайне сложной.
Для получения аттестата необхо-
димым условием было успешное
прохождение ГИА по четырем
учебным предметам – по обяза-
тельным русскому языку и мате-
матике, а также по двум предме-
там по выбору.
В ГИА-9 приняли участие 955
выпускников, из них 14 не смогли
завершить итоговую аттестацию
и будут вынуждены пересдавать
обязательные предметы с целью
получения аттестата в сентябре.
Традиционно самыми популярны-
ми предметами у девятиклассни-
ков являются обществознание и
география, тем не менее, высока
была популярность естественно-
математического образования, в
том числе информатики.
Анализ результатов в сравне-
нии со средними по республике
и результатами прошлых лет по-
казал, что откровенно плохо мы
сдали историю и математику. В то
же время радует рост качества по
таким предметам, как химия, фи-
зика, информатика и литература.
С 2019 года в 9-х классах плани-
руется проведение итогового со-
беседования по русскому языку
как допуска к ГИА.
О проектной
деятельности,
конференциях
и олимпиаде школьников
В нашем городе детям предо-
ставляется возможность проя-
вить и развить свою одаренность
и талантливость на шести научно-
практических конференциях и в
большом количестве олимпиад и
конкурсов.
Наиболее успешными в проект-
ной и исследовательской деятель-
ности в предыдущем учебном году
можно с уверенностью назвать об-
учающихся лицея № 18, гимназии
№ 20, школ №№ 13, 8, 2, 5, 7.
Всероссийская олимпиада
школьников выделяется среди
других как один из инструментов
независимой оценки качества об-
разования. В прошлом учебном
году в школьном этапе олимпиады
приняло участие 5888 человек, в
муниципальном — 1007 учащихся.
По результатам республикан-
ского рейтинга в региональном
этапе соревновались 42 человека
из Сарапула по 15 предметам из
21, причем это были обучающиеся
из 11 разных школ.
Победителями и призерами на
уровне региона стали шесть ре-
бят по девяти предметам. Степан
Бекарев (гимназия № 20) — побе-
дитель по истории, а Анастасия
Усова (лицей № 18) стала при-
зером сразу по трем предметам:
истории, обществознанию и лите-
ратуре.
Лидерами олимпиадного дви-
жения среди общеобразователь-
ных учреждений города на сегод-
няшний день являются гимназия
№ 20, лицей № 18 и школа № 7.
О дошкольном
образовании
Третий год наши учреждения
работают по государственному
стандарту дошкольного образо-
вания, который задает кадровые,
материально-технические, ме-
тодические и другие параметры
качества образования. 98 про-
центов педагогов прошли курсо-
вую подготовку по повышению
квалификации в соответствии с
ФГОС. В этом году наиболее ре-
зультативными в профессиональ-
ном развитии стали детские сады
№№ 3, 37 и 42.
Примером инновационно-
го развития стала Федеральная
площадка «Педагогический комп-
лекс» на базе детского сада № 8 и
Сарапульского педагогического
колледжа, реализующая дошколь-
ную образовательную программу
«Детский сад будущего».
В работе с одаренными детьми
наилучшие условия для самореа-
лизации их способностей создают
педагогические коллективы дет-
ских садов №№ 27, 42 и 43. Особо
хочется отметить детские сады
№№ 37, 42 и 43, которые создают
такие условия в том числе и для
детей с ограниченными возмож-
ностями здоровья.
Всего 316 детей с ОВЗ и детей-
инвалидов посещает дошкольные
учреждения. С сентября 2018 года
количество «особенных» детей, к
сожалению, еще увеличится. Для
них реализуются адаптированные
образовательные программы,
разработаны индивидуальные
образовательные маршруты. В
детских садах № 37 и 43 работают
консультационные клубы для ро-
дителей. Родителям детей с ОВЗ и
семьям, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации, услуги до-
школьного образования предо-
ставляются и в коррекционном
Детском доме, единственном в
республике. Кроме того, Детский
дом выполняет еще одну очень
важную миссию – обучение по-
тенциальных усыновителей.
Приоритетными задачами на
уровне дошкольного образова-
ния остаются развитие инклюзив-
ного образования и поддержка
дошкольного семейного образо-
вания путем развития сети кон-
сультативных (центров) служб для
родителей с детьми дошкольного
возраста.
Языком цифр
Структура образовательных уч-
реждений в городе пока остает-
ся неизменной, а вот количество
детей неуклонно растет. На теку-
щий момент услуги общего об-
разования в Сарапуле оказывают
33 дошкольных образовательных
учреждения, детский дом, про-
гимназия, две начальные школы,
три учреждения для детей с ОВЗ
и 14 средних общеобразователь-
ных учреждений. Общая числен-
ность дошкольников составляет
6000 детей, что на 60 детей боль-
ше, чем в 2017 году.
1 сентября нового учебного
года за парты 20 школ сели 11 300
детей, что на 300 человек боль-
ше, чем в прошлом учебном году.
1300 из них — это первоклассники.
На сегодняшний день в системе
образования города работает 484
воспитателя, 706 учителей, 66 пе-
дагогов дополнительного образо-
вания и более 100 педагогических
работников других категорий. На
15 августа у нас 36 вакансий. Сре-
ди них воспитатели ДОУ, музы-
кальные руководители, педагоги
дополнительного образования,
психологи, социальные педагоги.
Большую часть составляют учите-
ля-предметники, и в первую оче-
редь — это десять вакансий учите-
лей математики.
Отрадно, что ежегодно в наши
учреждения приходят молодые
специалисты. На сегодняшний
день их — 11.
Однако кадровая проблема
по-прежнему остается острой.
Прогноз по высвобождению пе-
дагогических работников до 2020
года не является радужным, так
как средний возраст педагогов
ежегодно увеличивается, поэтому
одной из главных задач является
привлечение молодых специали-
стов и ориентация школьников на
педагогические профессии.

М. Розова,
Фото В. Карманова
и пресс-службы МИиКСП.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *