Уроки финансовой грамотности

Рубрику ведет Наталья Беляева, кандидат экономических наук, доцент  заместитель директора автономного учреждения дополнительного образования УР «Центр фи-
нансового просвещения»

И снова финансовые пирамиды
Главная причина, по которой модель финансовой пирамиды до сих
пор существует и, наверное, никогда не исчезнет, — это стремление к
быстрому обогащению: «Работать не хочу, а деньги нужны».
Финансовая пирамида (также инвестиционная пирамида) — это
такая система, при которой доходы ее участников обеспечива-
ются за счет постоянного привлечения денежных средств новых
участников. Доход первым участникам пирамиды выплачивает-
ся за счет средств последующих.
В 90-е годы в результате деятельности МММ россияне потеряли
более 110 млн. долларов США. Но печальный опыт научил далеко
не всех. По официальной статистике Центрального Банка, в 2015
году было выявлено 200 финансовых пирамид, в 2016 году – 170, в
2017 году выявлено 137. По оценке МВД РФ, ущерб от их деятельно-
сти составил более 20 млрд. рублей. Сокращение числа пирамид
связано с мерами, которые совместно предпринимают Банк России,
правоохранительные органы и органы исполнительной власти в
регионах.
КАК РАСПОЗНАТЬ ФИНАНСОВУЮ ПИРАМИДУ?
В рекламе пирамиды создается имидж профессиональной фи-
нансовой организации, принципы работы которой вкладчику пони-
мать не надо – нужно просто доверять создателям. Организаторы
фирмы-пирамиды занимаются в основном продвижением бренда, о
реальных проектах ничего не сообщается. «Верхушка» пирамиды,
как правило, анонимна. Для участия достаточно взноса суммы от
300 долларов.
Рассмотрим несколько типов финансовых пирамид.
ПЕРВЫЙ ТИП: не скрывают, что являются финансовой пира-
мидой
Действуют на принципах сетевого маркетинга: «Доход участни-
ка формируется за счет вложений новых привлекаемых им участ-
ников». Схема многоуровневой сетевой пирамиды.
Другое название финансовой пирамиды – инвестиционная. Пи-
рамида привлекает «инвесторов», обещая им нереально высокий
процент годовых от их вложения.
Позиционирует себя как наиболее простой способ заработка –
вложи как можно больше денег и жди прибыли. Нередко компании
обещают больший доход за счет ваших привлеченных «инвесто-
ров». Финансовые пирамиды зачастую сравнивают с компаниями
сетевого маркетинга.
Но, несмотря на внешнее сходство, экономическая суть этих двух
систем совершенно различна.
Финансовая пирамида — это нелегальная форма заработка, запре-
щенная во многих странах, в том числе и в России. Доходы такой
фирмы нередко скрываются, лицензии фирмы либо поддельные, либо
вовсе отсутствуют, в отличие от компаний сетевого маркетинга.
Самое главное отличие – это наличие реального товарооборота в
компаниях сетевого маркетинга (есть товар – косметика, моющие
средства и т. д. или услуги – различные формы страхования).
ВТОРОЙ ТИП: альтернатива потребительскому или ипотечно-
му кредиту. Потенциальные клиенты, заемщики (это мы с вами,
читатели), которым отказали другие финансовые учреждения –
банки, микрофинансовые организации, кредитно-потребительские
кооперативы, на различные проекты и покупки.
Завлекают низкой процентной ставкой и первоначальным взно-
сом от 5-20 процентов.
Злоумышленники действуют по схеме: размещают объявления о
кредите на крупную сумму под минимальный процент. Когда чело-
век обращается, ему дают на подпись множество документов, ра-
зобраться в которых без знаний в юридической сфере невозможно.
При этом кредиторы торопят клиента, ссылаясь на время, и он бы-
стро все подписывает. О том, что среди бумаг был договор о прода-
же квартиры, жертва узнает позже, – когда представители креди-
тора являются с требованием покинуть жилплощадь.
ТРЕТИЙ ТИП: имитация деятельности микрофинансовых орга-
низаций, кредитно-потребительских кооперативов и ломбардов
Привлечение денег от населения под высокий процент – векселя,
займы.
Есть мошеннические компании, которые, представляясь микро-
финансовыми организациями, в процессе оформления кредитного
договора могут подложить на подпись человеку документ о купле-
продаже жилья. Жертвами зачастую оказываются пожилые люди,
несведущие в финансовых вопросах.
Речь идет даже не о «черных кредиторах», а о «черных макле-
рах», которые нашли для себя новую мошенническую нишу.
Совет: при подписании любого договора просите тайм-аут — не-
долгий перерыв, паузу. Прочтите текст договора, а лучше покажи-
те его юристу. Если компания отказывается предоставить доку-
мент «на вынос», разворачивайтесь и уходите. Это точно мошенни-
ки. Добропорядочные фирмы не делают тайны из договора.
Ответы по возникшим вопросам можно получить:
в Региональной общественной организации по защите прав по-
требителей, тел.: 8 (3412) 47-53-04; 64-39-2;
по горячей линии Роспотребнадзора, тел. 8 (3412) 66-16-16.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *