Сарапульские купцы Ижболдины

Сказания, легенды, факты

Занимаясь историей сарапульского родословия более 12 лет,
начинаешь осознавать, насколько тесно сплелись между собой
все его фамилии, заключавшие между собой династические
и сословные браки. Сарапулу повезло тем, что сохранилось
достаточно большое количество документов, дающих возможность
отследить происхождение его родов, начиная с века 17-го и
вплоть до революционных событий века 20-го.

Первые сведения о поселенцах села Вознесенского на Сарапуле можно почерпнуть из Дозорной книги
1621 года, составленной Осипом Зюзиным. К сожалению, более ранних документов на эту тему не найти,
как не найти и документов, указывающих, откуда были переселенцы, заселившие территорию будущего Сарапула.
Поэтому исторические материалы, рассказывающие о тех, кто был предками сарапульских первопоселенцев,
вызывают у меня огромное желание ознакомиться с ними. Живейший интерес, например, у меня вызвали материалы
из 13-й главы «Очерков по татарской истории» Ишболдина Аль Бакри (профессора университетов Берлина, Кельна,
Парижа,Белграда, Сент-Луиса, члена научного Британского общества покровительства науки и учебы, члена
Русской Генеалогической и Исторической ассоциации в Нью-Йорке, доктора Бориса Сергеевича Ижболдина),
написанная в 1963 году, где он рассказывает об истории своего рода. Книга базируется на 60 работах
на разных языках и неких «семейных источниках». Ни в коем случае не желая высказать сомнения в работах
и оценках столь компетентных представителей научного мира, мне захотелось самому сопоставить то, что
известно мне о роде Ижболдиных, появившихся в Сарапуле, с теми материалами, что предлагается нам в 13-й
главе труда Бориса Сергеевича Ижболдина.

История своего рода, написанная профессором Ижболдиным — внуком Дмитрия Григорьевича Ижболдина,
достаточно замысловатая. Вот что из нее можно узнать:«Как представитель мужской — прямой
генеалогической линии, идущей от соратника и друга пророка Мохаммеда — Абу Бекра ас-Сиддыка
(«тот, который твердо придерживается правды»), Борис Сергеевич носит приставку к своей фамилии
«аль Бакри». С Абу Бекра — «тестя посланника Бога», первого мужчины, принявшего ислам, и первого
мусульманского халифа, правившего в Медине, собственно, и начинается рассказ о роде, в повествование
вошли и семейные предания. Прямой предок Ишболдина — младший сын халифа Магомет, рожденный
в 631 году хиджры (около 1234 года), занимал пост первого арабского правителя в Египте и погиб
совсем молодым от рук сирийских правителей. Его второй сын был одним из высших дворян Дамасского
халифата и прямым предком ногайского принца Едигея. Хан Узбек, правнук Батыя, занявшего трон
Золотой Орды в начале XIV века, пригласил в качестве магометанского миссионера высокого арабского
сановника — потомка Абу Бекра через 14 колен Баба-Тукласа. Выдающийся проповедник суннизма обратил
в Сарае в магометанскую веру множество монголов и тюрков. Хан Узбек так полюбил младшего сына
Баба-Тукласа Термеза, что оставил его у себя на службе и назначил правителем всех монголо-тюркских племен,
кочующих на территории Башкирии. Правнук Термеза Кутлукай привел эти племена на Волгу и слил их с
ногайской Золотой Ордой. А с мурзой Ишболду приключилась драматическая для ногайской степи история.
Был он украден мещерами на службе у Москвы, и правящая родня, хлопотавшая об освобождении мурзы,
предлагала за него выкуп в 150 лошадей. Видимо, у этой истории счастливый конец. После падения
Казанского ханства Ишболду вместе со своими сановниками бежал к берегам Камы и осел на правобережье,
напротив устья реки Белой, среди остатков поселений чуди. Как один из князей Арска он правил местным
мусульманским и языческим населением».

С тем, что происходило во времена «золотой орды» и после вплоть до 17-го века с описываемым родом
(тем более что никаких конкретных документов приведено не было), я ни согласиться, ни опровергнуть
их не могу, да и цели такой не ставилось. Хотелось увидеть связь этих далеких предков с сарапульскими
Ижболдиными. Поэтому меня заинтересовал следующий фрагмент: «В 1705 году, когда было подавлено восстание
татар, башкир и вотяков на правобережье Камы, один из старших представителей семьи Ишбулат обратился в
христианство. Он поселился в «деревне Сарапул», в 75 километрах от родового имения. Однако близкие
родственники Ишбулата Ишболдина не пожелали сменить религию и, снявшись с обжитых мест,ушли кто на север,
в финские леса, кто на восток, в места проживания башкирского населения. Обе ветки большого рода,
что молодая русифицированная, что мусульманская, занялись коммерческой деятельностью и основали
одну из крупных торговых династий между Камой и Уральскими горами».

Исходя из этого отрывка,получается, что предки Бориса Сергеевича Ижболдина появились в Сарапуле, лишь в
18-м веке! И примерно с этого времени русифицированная ветвь рода Ижболдиных принимает христианство.
Возникает вопрос: а что, собственно, делать с предками Ижболдина, появившимися в Сарапуле в начале
века 17-го? Так наиболее ранний, известный мне представитель этого рода Ижболда Иван Семенов известен
по челобитной, датируемой 1638 годом, где «вместо отца его Тишка Иванов руку приложил».
(Исходя из того, что Иван Семенов записан с прозвищем Ижболда, а сын его уже Ижболдин, можно
сделать вывод, что именно Иван Семенов — старший представитель рода Ижболдиных в Сарапуле!).
Тихон Иванов — тоже занимательная личность, известная среди одних из первых членов притча Вознесенской
церкви и их родни, записанных в переписи 1646 года: «…Дворы поповские. Во дворе Вознесенской дьякон
Тихон Иванов сын Ижболдин с детьми с Якимкой да с Епифанкой да с Конанкою».

Продолжив поиски, я обнаружил еще нескольких представителей, могущих относиться к этому роду.
Так в середине 17-го века «в селе Архангельском Кигбаево тож на реке Сарапулке» записаны:
«Во дворе Пронька Игнатьев сын Ижболдин у него 2 сына Ивашко 8 лет Кирюшка 6 лет.
Во дворе Ивашко Симанов Ижболда». Потомки этих представителей Ижболдиных продолжали
проживать в Кигбаево еще и в 20-м веке. Опять же после архивных поисков удалось найти
документ 1806 года со следующей записью: «Ведомость о числяющих в городе Сарапуле купцов, не
имеющих ни домов ни других каких заведений, проживающих в разных уездах, записавшихся из
крестьянства и татар ясашных. Под № 11. Ижболда Халилов с двумя сыновьями». В дальнейшем
Халилов Ижболда Ахмадеев станет родоначальником еще одного сарапульского мусульманского
рода Ижболдиных, но связи между двумя родами найти неудалось. Несмотря на то, что Ижболда
Халилов довольно-таки поздно появился в Сарапуле, уважением и влиянием он пользовался однозначно.
Это видно из того, что на выборах в Магистрат Сарапула 1808 года его кандидатура была предложена
в ратманы: «Ижболда Халилов, 44 года, из татар». Следовательно, если кто и мог поселиться в Сарапуле
в 18-м веке, так это первые представители этого рода, впоследствии ставшего именоваться Ижболдиными.

Так откуда появились Ижболдины в Сарапуле? Николай Леонидович Решетников — заместитель директора
по вопросам историкокультурного наследия Музея истории и культуры Среднего Прикамья, в своей монографии
«Ранний Сарапул: археологические и исторические аспекты. Реалии и перспективы изучения» пишет:
«…В дозорной книге Зюзина и Матвеева 1621 года и в более поздних письменных источниках отмечены фамилии,
связанные с географическими ориентирами — Цыдвинец, Чухломец, Перминов, Устюжанин и ряд других…»
Так, может быть, сарапульский Ижбода и Ижболда кигбаевский — переселенцы с реки Ижболда, протекающей
на территории современной Свердловской области? Настораживает еще один момент: при всей своей
высказанной принадлежности к аристократии, озвученной Борисом Сергеевичем Ижболдиным, никто
из представителей его рода этого не утверждал, а в царской России дворянское сословие имело
преимущество касательно собственности и частной свободы!

И как отмечал главный научный сотрудник Института российской истории РАН Вадим Винцерович
Трепавлов, «принадлежа к потомственной татарско-нагайской аристократии он (Б. Ижболдин)
использовал (правда, без справочного аппарата) не только данные доступной ему литературы,
но и фамильные предания, которые в условиях дефицита источников имеют первейшее значение».
Так, может быть, это всего лишь красивая легенда, созданная желающим выделиться эмигрантом
из России или это что-то большее? Я привел лишь известные факты и аргументы, а решать вам,
наши уважаемые читатели.

А. Потапов,
генеалог, краевед,
г. Санкт-Петербург.

Сарапульский купец 1-йгильдии, Дмитрий Григорьевич Ижболдин занимался мануфактурной
торговлей по всей стране. Собственный дом Ижболдиных находился в Москве, на улице Донской;
там же располагалось и Управление торговыми домами Ижболдиных, которые имелись у них
в Сарапуле, Екатеринбурге, а затем и в Перми. Также Ижболдины имели оптовые отделения,
которые располагались в Саратове, Тюмени, Шадринске, Кургане, Екатеринбурге, Перми и
других городах. Впоследствии торговлей продолжили заниматься трое его сыновей — Сергей,
Николай и Григорий, которые жили в разных городах, и курировали торговлю различными
тканями (суконными, шелковыми, полотняными, шерстяными и мебельными), ватой, бельем,
платками, бархатом, плюшем, тюлями, гардинами и прочей утварью.
Дмитрий Григорьевич активно участвовал в общественной жизни города: служил церковным
старостой в Покровской церкви, бургомистром в городском магистрате, городским головой,
мировым судьей и членом попечительских советов почти всех учреждений Сарапула.
За пожертвования в пользу Министерства народного просвещения Д. Г. Ижболдин был награжден
бронзовой медалью на Александровской ленте, золотой медалью на Станиславской ленте,
орденом Св. Анны III степени за постройку церкви в д. Лагуново и получил право вставить
гербовый щит Сарапула в свой татарский родовой герб. Его наследники устроили детский
ремесленный приют. А в 1898 году была учреждена сарапульская ремесленная школа
им. Д. Г. Ижболдина для обучения кожевенному и сапожно-башмачному ремеслу.
В 1883 году Дмитрию Григорьевичу Ижболдину было присвоено звание «Потомственный гражданин
города Сарапула». В 1891 году за многообразную и полезную общественную службу
и различные пожертвования на благотворительные заведения и Храмы Божии он был удостоен
звания «Почетный гражданин города Сарапула».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *